УЗБЕКИСТАН. Правозащитники рассказали о том, сколько мусульман держит в застенках Каримов

В марте правозащитный центр «Мемориал» опубликовал доклад «Политические репрессии в Узбекистане в 2009-2010 годах». Как отмечает UmmaNews, этот объемный документ из 150 страниц содержит выводы, наблюдения и оценки правозащитников, динамику репрессий, количественные данные по заключённым мусульманам, многие из которых осуждены по сомнительным делам о «терроризме», исламском «экстремизме» и незаконной религиозной деятельности.

В интервью директор центрально-азиатской программы «Мемориал» Виталий Пономарёв вкратце рассказал о нынешнем положении мусульман в Узбекистане и о самом докладе:

«Число узбекских политзаключенных составляет несколько тысяч человек, что больше, чем во всех постсоветских странах, вместе взятых. В приложении к докладу приведён список 500 с лишним человек — тех, кто подвергся уголовным преследованиям по политическим мотивам в 2009-2010 годах».

«У нас есть информация ещё о более чем 300 арестованных или осуждённых за этот период, имена которых нам неизвестны. По опыту прошлых лет могу сказать, что нам обычно удаётся получить сведения менее чем о половине таких дел».

«Почти все эти политзаключенные были обвинены „в участии в запрещённой организации“, распространении „материалов, угрожающих общественной безопасности“, „посягательстве на конституционный строй“, создании „незаконной религиозной организации“».

«В докладе анализируется правовая база репрессий, речь идет о том, что соответствующие статьи Уголовного кодекса в их нынешних формулировках не отвечают международным стандартам, международным обязательствам Узбекистана. В нескольких широко применяемых статьях упоминаются термины „фундаментализм“, „экстремизм“, однако в уголовном законодательстве Узбекистана эти термины не определены».

«Другим предметом анализа стала практика обвинений в „терроризме“. В местных законах нет разграничения между теми, кто непосредственно принимал участие в подготовке или осуществлении… и теми, кто может быть обвинён лишь в косвенной причастности… или просто оказывал, скажем, какие-то услуги обвиняемым. Это ведёт к неоправданному расширению круга лиц, осуждаемых по обвинению в „терроризме“».

«Один из главных выводов — действия властей носят неоправданный и непропорциональный характер».

«То, что наметилась тенденция к росту числа политически мотивированных уголовных дел, мы отмечали ещё в середине 2008 года. Сильный всплеск произошёл после событий в Андижанской области в 2009 году (тогда произошли столкновения марионеточных военных с моджахедами ИДУ — UmmaNews). …Уровень репрессий сейчас выше, чем в период предыдущего пика 2004-2006 годов. Я думаю, что сейчас сформировалась такая карательная машина, которая искусственно создаёт групповые уголовные дела с десятками участников, с очень серьёзными обвинениями, при том, что в основе этих обвинений в большинстве случаев нет ничего, кроме неофициального религиозного обучения, обсуждения религиозных тем или общения со знакомыми».

«Я не исключаю, что при определённых условиях может повториться ближневосточный сценарий, причём для Узбекистана более вероятен насильственный ливийский вариант, а не тот сценарий, который имел место в Египте», — заключил Виталий Пономарёв, сообщает UmmaNews.

КЦ