ФСБ клеит Литвиненко облик «морального разложенца»?

ФСБ клеит Литвиненко облик «морального разложенца»?

В статье, опубликованной в южно-корейском издании Hankyoreh 31 декабря корреспондент-ветеран газеты »Washington Post” в странах Азии, вышедший на пенсию Селиг Харрисон назвал отравление Литвиненко «важным геополитическим событием». Обратив внимание на растущее недоверии между Россией и США за период 2006 года, Харрисон отметил, что убийство «сделало для Москвы и Вашингтона трудным, как никогда ранее, сотрудничество по главнейшим глобальным вопросам, от распространения ядерного оружия и его сокращения до мира на Ближнем Востоке и в районе Персидского (Арабского — Д.О.) залива».

 

Лондонская газета Independent в номере за 6 января сообщила, не указывая источник, что детективы вскоре должны назвать имена подозреваемых в убийстве Литвиненко. Это Луговой и Ковтун. Одновременно газета привела более важную информацию.

 

Детективы расследуют сейчас, не был ли отравлен Литвиненко ранее 1 ноября, когда он почувствовал недомогание. Согласно токсикологическим данным, полученным при вскрытии Литвиненко, имеется два «пика» отравления, что говорит о том, что он мог быть отравлен в «два захода».

 

Второй заход, без сомнения, имел место в гостиничном баре 1 ноября. Об этом свидетельствует заражение 8 работников гостиницы (фото полицейский склянки с полонием) и загрязненная полонием чашка из-под чая (на самом деле было заражено не 8, а только 7 работников гостиницы, одного признали потом «чистым» — Д.О.) Странно, что лондонская газета упустила этот момент, несколько снижающий ценность всей остальной информации.

 

В ходе проверки, пишет газета, была выявлена радиация по всех трех гостиницах, где останавливался Луговой, начиная с 16 октября, и в 2 самолетах, на которых летал Луговой (ранее сообщалось о 3 самолетах). 

 

5 января следы полония нашли в итальянском рыбном ресторане, где обедал Луговой.

 

«Как сообщил внутренний источник» газеты, детективы делают «хорошие успехи» в расследовании, но считают, что нет никаких шансов, что подозреваемые смогут предстать перед английским судом.

 

Газета сообщила, что российские власти запретили английским детективам снова допрашивать тех лиц в России, которых они уже допросили (то есть Лугового, Ковтуна, Соколенко, жену Лугового, адвоката Лугового, врача Лугового — Д.О.). Сообщается также, что детективы могут возвратиться в Россию для допроса новых свидетелей или подозреваемых, пишет газета.

 

Отметим, что это первое указание в СМИ на результаты вскрытия Литвиненко и что ранее СМИ сообщили, что в итальянском рыбном ресторане обедали все 3 члена группы Лугового.

 

На опубликованную утром 6 января статью в английской газете очень оперативно в тот же день  отреагировал Гольдфарб, руководитель группы друзей Литвиненко. Он привел в московском издании «Газета.ру» «мнение одного из сотрудников Скотленд-Ярда о крайне слабых, а то и вовсе отсутствующих шансах на то, что подозреваемые в убийстве Александра Литвиненко когда-либо предстанут перед судом».

 

Гольдфарб заявил: «Это не просто убийство, это — террористический акт в центре Лондона, в котором пострадали более десятка человек. В таком деле нет срока давности, и нет сомнений, что виновные предстанут перед судом».

 

Гольдфарб сравнил убийство Литвиненко с акцией над шотландским Локерби в 1988 году, когда был сбит самолет Boeing 747 авиакомпании Pan American. До этого американская авиация подвергала постоянным бомбежкам мирные города Ливии и убила сотни ливийцев в попытке убить президента страны Каддафи. 

 

В 2003 году Ливия «признала ответственность» за акцию и согласилась выплатить компенсации, но так и не удосужилась сообщить, зачем вообще ей нужно было сбивать этот пассажирский самолет, когда над Шотландией роем летает масса военных самолетов США.

 

«Признание» являлось главным требованием запада к социалистической Ливии для так называемой «нормализации отношений», в разгар войны с Исламом в Афганистане и Ираке. Поэтому Ливии было выгодно «признать вину», не вдаваясь в лишние детали, даже если она никого не сбивала.

 

По мнению Гольдфарба, отравление Литвиненко – «то же самое»: «Рано или поздно исполнители убийства предстанут перед судом, а их покровителей ждет репутация Каддафи».

 

Как нам кажется, это сравнение неудачное. Напомним, что Каддафи в настоящее время пользуется очень хорошей репутацией на западе, как  «исправившийся и раскаявшийся» бывший недруг.

 

Между тем РИА-Новости сообщило из Лондона о таком важном для государственных интересов России событии, как пресс-конференция в пятницу, 5 января, российской «студентки» и госслужащей Светличной. Пресс-конференция была посвящена радостному для россиян событию, тому, что «студентке» удалось попасть со своими заявлении о «шантажисте Литвиненко» на американское телевидение.

 

Кроме российских журналистов на пресс-конференции, очевидно, больше никого не  было, так как о ней не сообщило ни одно западное СМИ.

 

Светличная рассказала на своей внутрироссийской пресс-конференции в Англии, что в начале декабря «британские полицейские провели беседу» со Светличной, которой Литвиненко якобы «рассказывал о своих планах шантажа российских властей, а также известных российских и зарубежных бизнесменов».

 

По мнению Светличной, полиция очень заинтересовалась этим делом, электронными письмами, которые Литвиненко ей направлял. Но этого «интереса полиции», настоящего или скорее всего выдуманного для отчетности Москве,  друзьям Светличной показалось мало. Проявив непонятную настойчивость и назойливость, Светличная и ее «коллега», тоже «студент», некто Джеймс Хартфилд, обратились в полицию около полутора недель назад с новой «информацией о Литвиненко» в ее новой «разработке», о том, что, судя по намекам Светличной, Литвиненко хотел шантажировать конкретно Абрамовича, капитал которого составляет порядка 5 миллиардов фунтов, на весьма скромную для Абрамовича сумму в 10 000 фунтов. Впрочем, о 10 000 фунтах Светличная говорила и раньше.

 

Светличная рассказала, что на Литвиненко она «вышла» через  Березовского «во время поиска людей, кто бы мог рассказать ей об истории Чечни и ее взаимоотношений с Россией».

 

«Я достала номер мобильного телефона Березовского у одного британского журналиста, позвонила ему, он перезвонил примерно через две недели, дал мне мобильный телефон Литвиненко и предупредил, что я должна быть осторожной, поскольку этот человек (Литвиненко) слишком много всего болтает», — утверждает Светличная. С самим Березовским она лично никогда не виделась, пришлось признать «студентке».

 

Хартфилд и Светличная якобы провели «несколько встреч» (сколько точно, почему-то не указывается) с Литвиненко в апреле-мае этого года. На одну из таких встреч был приглашен Ахмед Закаев, который изложил для «студентов» свою «точку зрения на чеченскую историю и взаимоотношения Чечни и России».

 

«Исследователи» указали на пресс-конференции, что «как раз не Закаев, а Литвиненко больше говорил о политике и критиковал российские власти». Следует ли этот факт понимать как причину того, что полонием был отравлен именно Литвиненко, россияне на своей пресс-конференции не уточнили.

 

«Последняя личная встреча» Светличной и Литвиненко, если верить Светличной, «состоялась 22 мая этого года в отеле «Hilton Park Lane» в центре Лондона», двусмысленно сообщила Светличная, не уточнив, что мужчина и женщина могли вдвоем делать в этой гостинице. Ведь просто для беседы достаточно встретиться в баре или кафе при отеле.

 

На нехорошие мысли в свете возможных будущих «разработок»  по делу Литвиненко наводит и слово  «личная» встреча. Необходимость в продолжении «истории бедной студентки» диктует элементарная логика, иначе никому не понятно, с чего бы вдруг Литвиненко стал делиться своими криминальными планами по шантажу с фактически незнакомым человеком. Отсюда, видимо, и намеки Светличной. Беседы, согласно словам «студентки», проходили во время совместных прогулок в Гайд-парке, «их содержание не записывалось», что тоже звучит довольно двусмысленно.

 

Напомним, что ФСБ — это тот же КГБ, а по традиции, сложившейся практике и ритуалу чекисты обязательно должны представить своего врага в образе морально опустившегося и разложившегося человека.

 

Светличная сообщила, что попала в список рассылки по электронной почте материалов от Литвиненко, то есть спама. «Но я многие письма удалила, потому что они не имели отношения к теме моего «исследования», — призналась «студентка».

 

«Я продолжала получать электронные письма (спам) от него на регулярной основе вплоть до октября», — указала Светличная, отвечая на вопрос корреспондента РИА Новости на российской пресс-конференции в Лондоне.

 

Литвиненко также якобы передал ей на диске некое конфиденциальное досье, составленное сотрудниками ФСБ РФ и датированное 2005 годом, где говорилось о фактах коррупции и преступности в органах государственной власти, а также во время проведения выборов. Комментируя источник получения данных сведений, Светличная поведала, что, якобы по словам Литвиненко, у него были друзья и бывшие коллеги в спецслужбах, которые предоставили ему эти документы.

 

Между тем, по словам «студентки», «Литвиненко показывал ей копии тех документов, на основании которых он собирался шантажировать высокопоставленных лиц».

 

«Однако в беседах он упоминал имя одного очень известного российского олигарха и название британской компании, которых он хотел шантажировать, говорил, что у него есть имена, адреса, карты, и эта информация могла быть использована для шантажа», — отметила Светличная.

 

По просьбе одного из российского «участников пресс-конференции», проходившей в пропагандистских целях по-английски, (не самим же себе госслужащим России рассказывать по-русски, что Литвиненко был шантажист), Светличная привела слова Литвиненко по-русски, которые звучали так. «Пора делиться. Я намерен его шантажировать, и я буду делать это официально».

 

Как можно официально кого-то шантажировать, россияне объяснить не удосужились.

 

При этом Светличная не назвала открыто по имени того человека, которого якобы намеревался шантажировать Литвиненко, однако заявила, что этим человеком не был Березовский. В интервью американскому телевидению она, однако, ясно дала понять, что это был Абрамович.

 

Светличная добавила, что хотя Литвиненко не говорил об обстоятельствах своей личной жизни, она знала, что у него нет постоянной работы, и он нуждается в деньгах, чтобы содержать семью. Откуда она это знала, Светличная со своими российскими журналистами не поделилась, а те, понятное дело, и не спрашивали. Напомним, что согласно показаниям Березовского в интервью американскому телевидению, у Литвиненко была постоянная работа на фирме Березовского, заключавшаяся в сборе информации.

 

«Я никогда не работала на российское государство, — открыто соврала под конец пресс-конференции «студентка», которая состояла в списке сотрудников российской государственной компании «Русские инвесторы» в Лондоне в качестве руководителя отдела пропаганды, пока этим списком не заинтересовались западные журналисты. После этого «студентку» их этого списка в интернете россияне тут же убрали.

 

Тем временем по сообщению «Эха Москвы», Березовский в ответ на заявление депутата госудумы РФ Гудкова о том, что Москва может предложить обмен фигурантов дела Литвиненко на экс-олигарха, заявил в интервью этой радиостанции, что британские власти не обменяют его на чекистов Лугового и Ковтуна:

 

«В английском законодательстве возможность обмена не предусмотрена, — отметил он. — Английская власть делает все только официально. Под столом этот вопрос англичане не могут решить».

 

Березовский, по утверждению «Эха», далее указал, что такой обмен «только в России могут» произвести. «Это проблема понимания, что такое законность в стране. И именно с этим у генпрокуратуры проблемы и вообще у всей российской власти», — отметил олигарх.

 

«Эхо» напомнило, что предположение об обмене в интервью тому же «Эху» утром того же дня сделал росгосфигурант дела Литвиненко, член «комитета госдумы по безопасности Гудков».  Гудков заявил, что Москва препятствует повторному допросу следователями Скотланд-Ярда Ковтуна и Лугового с целью «получить» Березовского и других политических эмигрантов.

 

Отметим, что «Эхо» несколько исказило информацию об «обмене». В  первоначальных словах того офицера органов ФСБ Гудкова (фото) речь шла не об обмене, а об одностороннем «получении» эмигрантов в виде награды за возможность повторных допросов.

 

Смягчила это «предпраздничное» (фото) и возможно, уже подалкогольное заявление Гудкова само «Эхо». Заметим, что алкоголизм Гудкова подметила даже BBC Russian.

 

Подполковник действующего резерва ФСБ Гудков -  многолетний фигурант дела Литвиненко задолго до убийства.

 

Позднее, после комментария Березовского, Гудков юридически обосновал и откорректировал «задумку» пьяных русских чекистов тому же «Эху». Гудков сказал радиостанции, что запрет российской стороны на повторный допрос Лугового и Ковтуна является «неким сигналом к тому, что должны быть и с обратной стороны предприняты соответствующие шаги».

 

По его словам, «может быть, это действие в английском протокольном стиле, которое должно подтолкнуть английское правосудие к более активному сотрудничеству».

 

Гудков допускает, что российская сторона может, в случае согласия на экстрадицию Лугового и Ковтуна, потребовать за это выдачи Березовского и других политэмигрантов, интерпретировало «Эхо» слова Гудкова. 

 

Подобные «новости» для Кавказ-Центра представляют интерес исключительно с точки зрения безумного российского менталитета. В данном случае бессвязная болтовня об «английском протокольном стиле» может представлять определенный интерес для психиатра или токсиколога.

 

Напомним, что каждый год русские, почти не просыхая, по традиции непрерывно  пьют с «нового» католического Сочельника 24 декабря до «старого» нового года 14 января, то есть целых 3 недели.

 

Между тем, основные новости по делу Литвиненко с запада, в частности, поразительная деятельность Ковтуна в немецких СМИ или связь, существующая  между расследованием со стороны Литвиненко предполагаемого русского шпиона Романо Проди и убийством, «Эхом» и другими росгос-СМИ никогда не передаются.

 

Между тем в опубликованной в австралийской газете The Age статье, посвященной деятельности контрразведки Австралии АСИО (ASIO, Australian Security Intelligence Organisation), говорится о русских повадках, обычаях и традициях:

 

«В то время, как мы хвалимся позитивными двусторонними отношениями с ними, недавнее убийство бывшего шпиона Александра Литвиненко в Лондоне дает основание полагать, что повадки у русских не меняются. Несмотря на сотрудничество с Россией в борьбе с терроризмом, считается, что по своему масштабу работа русских шпионов в Австралии стоит на втором месте, после китайцев», сообщает газета.

 

В статье с горечью отмечается, что несмотря на появившуюся «террористическую угрозу», «угроза от охотящихся за секретами иностранных шпионов никогда не исчезала, она стала только более изощренной».

 

«После 9–11 контрразведка стала бедной родственницей контртеррористической деятельности «, указывает газета и выражает надежду, что вскоре положение будет исправлено.

 

Напомним, что в недавнем интервью швейцарской газете Le Temps подозреваемый в соучастии в убийстве Литвиненко чекист Лимарев заявил, что он будет отвечать на вопросы контрразведчиков Австралии только в «законном порядке», а не в ходе неформальных допросов. Какие преступления он совершил против Австралии, Лимарев не пояснил.

 

Отметим также, что русские косвенно признали вовлеченность Лимарева в убийство Литвиненко, ложно утверждая в своих СМИ, что он не является гражданином России.

 

Британская пресса, в частности газета South Tyneside, не забыла участника дело Литвиненко, английского профессора Джона Генри, который лечил Литвиненко от отравления таллием, и регулярно сообщает о его дальнейшей судьбе. Недавно профессор выступил в качестве эксперта по расследованию смерти некоего Келвина Дьюка.

 

Профессор установил, что Дьюк умер, выпив «коктейль» из алкоголя и метадона. Английская пресса в связи с этим чисто уголовным внутрианглийским расследованием смерти Дьюка отмечает высокое профессиональное мастерство профессора Генри и указывает, что именно он установил, что Литвиненко был поражен радиацией, а не таллием, что, в конечном счете, привело к обнаружению полония-210 в организме Литвиненко.

 

Дмитрий Орлов
КЦ