АЗИЯ. Афганские протесты против сожжения Корана могут «взорвать» всю Центральную Азию

Как сообщает UmmaNews, в свете недавних событий в Афганистане — акций протеста против сожжения Корана — многие эксперты склонны считать, что эти выступления могут повлиять на всю Центральную Азию. Так, российский политолог Андрей Серенко выразил своё мнение относительно афганских протестов. На его взгляд, они свидетельствуют о появлении нового «движения защитников Корана».

Это движение появилось после выходки американского мушрика-евангелиста из штата Флорида Терри Джонса, который вместе со своим коллегой-пастором организовал сожжение экземпляра Священного Корана. Когда весть об этом дошла до афганских мусульман, тысячи из них вышли на улицы городов в семи провинциях — Балх, Тахар, Джаузджан, Кандагар, Бамиан, Герат, Джелалабад.

При этом сами акции протеста потрясли всё т.н. «мировое сообщество». Во время массового восстания мусульман с использованием оружия в городах Мазари-Шариф и Кандагар 1-2 апреля, в которых участвовало до 8.000 верующих, погибли не менее 20 человек, в том числе 7 иностранцев, ранения получили около 100 человек.

Акции «движения защитников Корана» проходили под жёсткими антиамериканскими лозунгами. Эти протесты стали большой неожиданностью для афганских марионеточных властей и их западных кукловодов. Марионетки сразу же обвинили в организации протестов талибов, однако сами моджахеды такую причастность отрицают. А это свидетельствует о том, что протесты были продиктованы стремлениями простых афганцев.

В этой связи российский эксперт Андрей Серенко рассказал, что можно ожидать от нового движения защитников Корана:

«Появление движений „нового протеста“ встревожит не только кабульское правительство и его западных партнёров, но также лидеров стран Центральной Азии и России. Кровавый погром в Мазари-Шарифе, многотысячные акции протеста в Балхе, Джаузджане, Тахаре — преимущественно таджикских и узбекских афганских провинциях — выявили новые угрозы религиозной радикализации непуштунского населения Афганистана. И, следовательно, угрозу экспорта этого исламского радикализма в страны Центральной Азии».

Он считает, что «взрывная» ситуация назревает по всему региону Средней Азии:

«Апрельские события выявили возможность появления не только в Афганистане, но и в странах, расположенных к северу от него, новых моджахедов — защитников Корана. Такого рода мотивация может получить популярность в Таджикистане, Узбекистане. Киргизии, тем самым, создав дополнительную напряженность для актуальных политических режимов в Душанбе, Ташкенте и Бишкеке».

«Движение защитников Корана (новых моджахедов) — это серьёзный вызов не только региональной безопасности и центрально-азиатским правительствам, но и российским интересам на постсоветском пространстве. Вряд ли кто-то сможет сегодня дать гарантии того, что вооружённые мятежи под лозунгами защиты священной книги всех мусульман не пройдут в странах бывшей советской Средней Азии», — считает Серенко.

По мнению его мнению, вполне возможно «слияние движения защитников Корана с „Талибаном“, Исламской партией Афганистана и другими радикальными вооружёнными формированиями», которые могут экспортировать идею «защиты Корана силой в зону российских интересов севернее Амударьи».

В свою очередь специалист по кризисным ситуациям Лев Корольков в интервью «Deutsche Welle» отметил, что нынешние события в Афганистане следует квалифицировать именно как восстание. По его словам, оно способно повлиять на Центральную Азию гораздо больше, нежели арабские революции.

«Сожжение в США Корана — это не более чем casus belli, „повод к войне“», — говорит Корольков. Он считает, что условия для того, чтобы подхватить протесты, созрели во всех центральноазиатских странах: «И Узбекистан, и  Таджикистан, и Киргизия, и даже Туркмения могут загореться. Это лишь кажется, что там все подавлено. Прецедент в Афганистане — очень плохой знак для них, сообщает UmmaNews.

КЦ