Первый день месяца Рамазан 240 года по хиджре (850-е годы). Призыв на молитву звучит в небе Мекки и ее жители устремляются в мечеть аль-Харам...
Только старик восьмидесяти лет остается дома. На нем захудалая одежда, древняя чалма и в намазе он походит на согнутую от ветров пальму. Он помолился и погрузился в раздумья, но думал не о себе, так как уже привык к бедности, и научился терпению, а о тех голодных, за кого он отвечал.
- Альхамдулилля аля кулли хал! Альхамдулилля за все, - сказал он и позвал жену. На надень, помолись, - сказал он ей снимая с себя одежду.
- Абу Гияс! Третий день уже нечего есть, сходи раздобудь еды, мы то с тобой потерпим, но молодым будет трудно поститься. Может с наступлением Рамазана люди расщедрятся и у нас будет что поесть на ифтар!
- Хорошо! - сухо ответил старик, но остался сидеть перед дверью.
Он посидел пока солнце не появилось из-за домов и отправился на поиски хлеба насущного. Солнце палило, жажда и голод подкосили старика и он упал в тень, которую откидывал забор одного из дворов. Он захотел умереть от мучений, но его вера не позволяла просить его смерти. Он водил рукой по песку и вдруг почувствовал как будто змея прошлась по его руке. Он подумал, что вот и смерть пришла, сейчас змея ужалит его и он отойдет в мир, где не будет трудностей и стараний.
Но когда понял, что "змея" не двигается он схватил ее и понял что это веревка. Он потянул за веревку и что то тяжелое выползло из под песка. Мешок! И тяжелый! Давно забытый звон золотых монет заставил Абу Гияса забыть жажду и голод. Это была надежда, что его семья наестся досыта, и они забудут, что такое бедность, голод, унижение!
Но! Это ведь не его деньги! Как же он сможет взять их себе? Нееет! Он не продаст свою религию за кусок пищи. Ведь Аллах определил правила находки. Он должен взять находку если она попала к нему в руки и целый год объявлять о ней и только потом, если хозяин не объявится, сможет взять эти деньги себе.
Мысли путались в голове старика и он боролся с искушением разорвать печать и накупить семье еды и одежды, купить дом, выдать замуж дочерей и умереть будучи спокойным за них.
Но чувство ответственности перед Аллахом победило и он взял мешок намереваясь найти хозяина, втайне лелея надежду что хозяин может быть расщедрится и даст вознаграждение за находку, хотя бы десятую часть.
Он пошел искать пропитание дальше и найдя немного еды, направился домой в ожидании захода солнца, чтобы разговеться вместе с семьей.
Не успел он зайти и вытащить мешок, как его жена спросила:
- О Абу Гияс! Что это?
- Это, так, не мое, да какая тебе разница?
- Ты нашел деньги? Мешок грязный и по моему полон денег? - с нотками радости спросила его жена.
- Нет, я же сказал это не мое. Да ты разве не знаешь, что чужое имущество харам, ты что совсем рассудок потеряла?
- Абу Гияс! Ты что? Мы же бедняки и уже несколько дней ничего не ели! Мы молимся по очереди в одной одежде! Аллах даже мертвечину разрешил кушать при смерти, неужели наше положение лучше? Ты не можешь не оставить нам немного из этих денег! Подумай о своих дочерях, они голодные, моя мать высохла и обтянута кожей как бубен!
Что он мог ответить жене? Она права, тем более этот богач нисколько не потеряет если он возьмет всего лишь один динар и купит хотя бы вдоволь еды! И его рука протянулась к мешку ...
Но! Он прожил уже 80 лет, и ни разу его рука не брала чужое! Ни разу кусок харама не проходила сквозь его глотку! Ни разу не звенели в его кошельке деньги, на которые он не имел права! Неужели он умрет вором? Нет, астагфирулла, не бывать этому.
"Ты что! Хочешь Абу Гияса на старости лет сделать вором? Хочешь чтобы он завершил жизнь в грехе и попал в ад?", - прикрикнул он на жену, после того как эти мысли обожгли его изнутри.
- Аллах упаси! Да не собьет нас шайтан! - прошептала его жена.
На следующий день он отправился в мечеть на утренний намаз. В это время там находился один студент ат-Табари. Ат-Табари рассказывает:
"После утреннего намаза встал один Хорасанец и сказал:
- О, паломники и жители Мекки! Кто нашел мешок с 1000 динаров, пусть вернет его мне, и Аллах воздаст ему добром!
Тут встал один старик и сказал:
- О Хорасанец! Жители нашего города бедные, и может быть найдет твои деньги человек, который захочет, чтобы ты дал ему вознаграждение.
- Сколько надо давать?
- Дай ему хотя бы десятую часть 100 динаров.
- Нет, оставлю его награду за Аллахом!
И старик ушел. И я подумал, что возможно этот старик и есть тот, кто уже нашел эти деньги и последовал за ним. Он пришел домой и когда зашел я услышал, как он говорит:
- Я нашел хозяина денег. Попросил, чтобы он назначил вознаграждение 100 динаров, но он отказался. Что мне делать придется возвращать!
- Мы уже 50 лет претерпеваем бедность! На тебе 4 дочери, 2 сестры, я и моя мать, ты сам девятый. Аллах выше того чтобы наказывать человека накормившего этих людей. Ты не украл эти деньги, не отобрал их, Аллах сам дал их в твои руки, не отвергай же это благо, Абу Гияс, ведь Аллах спросит тебя про тех, за кого ты в ответе.
- Нет! Я терпел пятьдесят лет и не собираюсь променять награду этих лет за удовольствие одного дня. Я не собираюсь предстать перед Аллахом предателем.
Она замолчала, замолчал и старик и я ушел».
Наступил вечер. Вновь в доме старика не было лишнего куска хлеба. То, что он достал за день, разделили между собой и молча поели. В углу лежал полный мешочек золота, которого хватило бы купить полгорода ...
На следующий день старик опять был на утреннем намазе в мечети и, услышав клич хорасанца, сказал:
- Я же тебе сказал, пообещай вознаграждение, хотя бы один динар, пусть и нашедший не останется без доли.
- Нет, не могу, его награда у Аллаха, и он ее получит, если вернет мои деньги- сказал хорасанец и сел.
«Из тысячи динаров один динар? Разве это сумма? Разве это богатство? Разве это справедливо? Неет! Эти деньги вообще надо оставить и наказать этого хорасанца за его жадность». Мысли роились в голове старика.
«Но разве могу ответить совершением греха на то, что он имеет право. Ведь деньги все таки его, «КТО ОСТАВИТ ЧТО ЛИБО РАДИ АЛЛАХА, АЛЛАХ ЗАМЕНИТ ЕМУ ЭТО ЧЕМ ТО ЛУЧШИМ» неожиданно вспомнился ему хадис пророка и он принял решение.
- О хорасанец! Следуй за мной!
Ат-Табари рассказывает:
«Старик последовал вперед, за ним пошел хорасанец. Мое любопытство тоже подняло меня со своего места. Когда мы дошли до дома старика он зашел, и выйдя через минуту пригласил нас в дом. Когда мы зашли он вытащил мешок и протянул его хорасанцу. Хорасанец распечатал мешок и начал считать деньги. Оставшись довольным результатом он все собрал обратно в мешок, взвалил его на спину и вышел. Не посмотрел на старика и не сказал слов благодарности. Только вздох отчаяния прокатился по дому...
Установилось гробовое молчание, но не прошло и нескольких минут как его прервали звуки шагов. В дверях вновь появился хорасанец.
- Старик! Мой отец, умирая, оставил 3000 динаров. Он завещал мне выделить одну третью часть денег и дать ее тому, кто больше всех имеет право на нее. И я с тех пор как вышел из Хорасана не видел никого более достойного этой части, чем ты! Возьми эти деньги и пусть Аллах даст тебе в них баракат!» И так же как в первый раз вышел и пропал.
Я возблагодарил Аллаха за неожиданный конец этой истории и чувствуя полное удовлетворение вышел из дома и направился к себе!
Не успел я пройти несколько метров как услышал торопливые шаги и голос старика зовущего меня обратно.
Он звал меня и я снова оказался у него в доме:
- Я еще в первый же день увидел что ты шел за мной, и знаешь всю историю. Я слышал Ахмада ибн Юсуфа аль-Ярбуги который говорил, что он слышал Нафиа, который сказал, что Абдулла ибн Умар передал, что пророк Мухаммад сказал: «Если придет вам подарок от Аллаха, за которым вы не ходили, не просили и не требовали от людей, то возьмите этот подарок, используйте и дайте тем, кто присутствует».
Потом он позвал всех домочадцев, посадил их и развязав мешок начал по очереди давать каждому монеты, пока мешок не опустел. Так как нас было десять человек, каждому вышло по сто динаров.
- Вот так, женщина! Мы оставили один заперщенный харам динар и Аллах дал нам тысячу разрешенных халял динаров, «КТО ОСТАВИТ ЧТО ЛИБО РАДИ АЛЛАХА, АЛЛАХ ЗАМЕНИТ ЕМУ ЭТО ЧЕМ ТО ЛУЧШИМ!», - обратился старик к жене.
Мне эти деньги принесли пользу: я начал учиться на эти деньги и это было большим подспорьем. Я вернулся в Мекку через 16 лет, старик давно умер, дочери старика были замужем за благородными людьми, я останавливался у них, рассказывал им и их детям эту историю и был в большом почете у них. Через сорок лет я разузнавал про них, но, как мне сообщили, никого их к этому моменту уже не было в живых, да смилуется Аллах над ними».
***
Ат-Табари (араб. الطبري, нисба по месту происхождения из Табаристана, полное имя Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Катир ат-Табари, 838-923) - исламский историк и богослов времён халифата, учился в Персии, умер в Багдаде, писал по-арабски.
В арабской исторической литературе он занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». Автор «Тарих ал-русул ва-л-мулук» - «Истории пророков и царей» (полное заглавие: «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий об них, и того, что случилось во время каждого из них»). Это всеобщая история от сотворения мира до IX века, крупнейшее произведение исламской историографии. Этот труд был закончен в 914 году. Полный текст не сохранился, до нас дошло авторское сокращение: по свидетельству Хаджи-Хальфы, первоначально он состоял из 30000 листов, но впоследствии автор сократил его, чтобы сделать более доступным.
Несмотря на это, сочинение Табари весьма обширно и в полном виде в конце XIX века не находилось ни в одной из европейских библиотек. Существует также персидская версия Истории, составленная Балами (XIV век, переведена на французский язык Зотенбергом), чагатайская версия, а также труды исламских историков и географов, пользовавшихся полным текстом ат-Табари.
Другой opus magnum ат-Табари - великий тафсир, или комментарий к Корану; из-за объёма и оригинальности суждений (некоторые трактовки использовались предводителями восстаний) текст не имел широкого хождения, однако до нас дошёл и сейчас считается классикой исламского богословия.
Табари оставил труды и по другим предметам, в особенности по законоведению.
По почину арабиста де Гуе в XIX веке образовался особый международный комитет для издания Истории. Профессор Козегартен предпринял издание сочинения Табари, с латинским переводом, и с 1838 по 1853 г. выпустил 3 тома, т. е. не более 5% всего сочинения. На русском языке выходили «Избранные отрывки» ат-Табари (в Ташкенте).