Запад передумал, теперь он хочет сохранить режим Асада

18 декабря 2013 в 12:12
Запад передумал, теперь он хочет сохранить режим Асада

Запад меняет свою позицию по Сирии. Главные изменения происходят в отношении режима Асада. Агентство Reuters передает:

- Западные страны указали сирийской оппозиции, что мирные переговоры в следующем месяце не могут привести к отстранению президента Башара аль-Асада и что его алавитское меньшинство останется ключевым в любой временной администрации, сообщили агентству источники в оппозиции.

Такое заявление, переданное высокопоставленным членам "Сирийской национальной коалиции" на встрече антиасадовского альянса "Друзей Сирии" в Лондоне на прошлой неделе, было вызвано ростом влияния "Аль-Кайды" и других групп боевиков и захватом ими пересечения границы и складов оружия вблизи с Турцией, принадлежавших умеренной Свободной сирийской армии, передали источники Reuters.

"Наши западные друзья дали понять в Лондоне, что Асаду нельзя позволить уйти сейчас, потому что они думают, что за этим последовал бы хаос и поглощение всего исламистскими боевиками", - сказал один из высокопоставленных членов нацкоалиции, который близок к чиновникам из Саудовской Аравии.

Отмечая возможность проведения Асадом президентских выборов, когда его срок полномочий формально заканчивается в следующем году, он добавил: "Некоторые даже не возражали бы, если бы он в них снова участвовал в следующем году, забыв, что он травил газом свой собственный народ".

Изменение западных приоритетов, в частности США и Британии, с борьбы против Асада на борьбу против исламистских боевиков вызывает раскол в международных силах, поддерживающих в течение почти 3 лет восстание, считают дипломаты и высокопоставленные члены коалиции.

Как отказ Обамы нанести воздушные удары по Сирии в сентябре - после того как он обвинил силы Асада в использовании ядовитого газа - так и дипломатический компромисс по поводу перехода власти могут сократить западные разногласия с Россией, которая заблокировала действия ООН против Асада, но одновременно могут расширить разрыв в попытках сближения с союзниками-повстанцами на Ближнем Востоке.

Гражданская война противопоставляет Асада и многих алавитов (которые опираются на Иран и его шиитских союзников) - Турции, Ливии и арабским государствам Арабского Залива, поддерживающим повстанцев, мусульман-суннитов.

В отличие от Ливии в 2011 году, Запад исключил военное вмешательство, что привело к появлению воинствующих исламистов, в том числе отделений "Аль-Кайды", которые стали самой грозной силой повстанцев. Это, в свою очередь, вызвало тревогу у Вашингтона и его союзников, что Сирия, которая граничит с Израилем и Ираком, стала центром Мирового Джихада.

Саудовская Аравия и Турция, однако, полагают, что борьба с исламистами имеет меньший приоритет. При этом суннитская держава в Эр-Рияде пришла в особую ярость от того, что, по её мнению, США попустительствуют Асаду и его иранским шиитским покровителям. Эр-Рияд направил лишь второстепенного дипломата на встречу "Друзей Сирии" в Лондоне.

Ещё одним сигналом разногласий с Вашингтоном является то, что активисты оппозиции в Сирии сообщили, что Турция разрешила поставить партию оружия для Исламского фронта - повстанческой группы, которая захватила пограничный пункт Баб аль-Хава на прошлой неделе, забрав оружие и западное оборудование, которое было поставлено неисламистам.

Мирные переговоры должны начаться в Швейцарии 22 января.

Нацкоалиция согласилась пойти на переговоры, настаивая на немедленном отстранении Асада, но один из ближневосточных дипломатов заявил, что лидеры оппозиции должны быть "более гибкими" в своей тактике - в частности дав согласие на участие в переходных мерах, которые оставляют единоверцев Асада - алавитов - на ключевых постах.

"Для успеха Женевы в достижении договоренности, приемлемой для США и России, оппозиции придётся принять участие в переходной администрации с сильным алавитским присутствием, - сказал дипломат. - Асад может остаться, а может и не остаться президентом, но по крайней мере его власть будет ослаблена".

"Если оппозиция отвергнет такую сделку, то она потеряют большую часть западной поддержки и на ее стороне будут только Саудовская Аравия, Ливия и Турция".

Второй член сирийской оппозиции, который находится в контакте с официальными лицами США, сказал, что США и Россия, как оказалось, работают сообща над переходной структурой, в которой алавиты сохранят свою доминирующую роль в армии и аппарате безопасности, чтобы обезопасить свою общину от возмездия и чтобы сплотиться в единой борьбе против "Аль-Кайды" с бригадами умеренных повстанцев, которым будет предложено присоединиться к реструктурированной армии.

Он подверг критике США и европейских чиновников, которые продолжают заниматься риторикой о том, что Асад, мол, не имеет перспектив в будущей Сирии, не указывая при этом, как положить конец его правлению.

"Даже если Асад будет отстранён и переходное правительство возглавит какой-либо суннит, он не будет иметь никакой силы, потому что, как представляется, он не найдет поддержки ни Вашингтона, ни Москвы, которые хотят сохранить контроль алавитов над вооруженными силами и органами безопасности", - сказал он.

Высокопоставленный западный чиновник отметил, что Россия и Соединённые Штаты обсудили, какие государственные должностные лица - и до какого уровня руководства - можно сохранить на переходном этапе, но они не пришли к согласию по какому-любо точному плану.

Русская красная линия

На прошлой неделе 11 ведущих западных и ближневосточных стран, выражающих протест против Асада, выступили с заявлением, в котором обвинили сирийского лидера в военных репрессиях, что привело к усилению позиций исламистских боевиков, однако указали, что оппозиция должна придерживаться демократических ценностей.

Исламисты "подрывают Женевский... процесс и угрожают территориальной целостности Сирии, а также международной и региональной безопасности", - указали "Друзья Сирии" в заявлении.

Aaфак Ахмад, бывший сирийский чиновник из разведки, который перешел на сторону повстанцев два года назад и находится в контакте с американскими и русскими чиновниками, заявил, что Москва хочет, чтобы в любом переходном варианте армией руководил какой-нибудь алавит.

"Россия не привязана к Асаду, но красной линией для Москвы является сохранение сирийской армии, - сказал он. - Она понимает, что, имея 50-летний опыт в армии и госбезопасности, алавиты находятся в лучшем положении, чтобы бороться с боевиками-исламистами".

"Политическое решение должно быть постепенным и включать в себя коллективное руководство. Если алавиты будут уверены, что против них и их собственности не будут предприняты акты возмездия, они согласятся на уход Асада и первых лиц из числа его сторонников".

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр