Должна ли тревожить борьба за власть в Грузии Имарат Кавказ?

28 октября 2012 в 23:08
Должна ли тревожить борьба за власть в Грузии Имарат Кавказ?

Несмотря на только что прошедшие выборы в парламент Грузии, на которых победила оппозиционная «Грузинская мечта» во главе с миллиардером Бидзиной Иванишвили, борьба за власть в Грузии далека от завершения.

Информационные пробросы, заявления и скандальные «утечки» информации свидетельствуют о том, что напряженность в этой борьбе нисколько не спала и после выборов.

«Грузинская мечта» явно стремиться добить поверженного в выборной схватке президента Саакашвили. В свою очередь проигравшая грузинская власть все еще сохраняет реальные рычаги влияния и контроля в стране, да к тому же имеет в запасе как минимум год времени, чтобы реорганизовать свои ряды и контратаковать оппонентов.

Между тем предварительные информационные пробросы показали, на какие «козыри» рассчитывает «Грузинская мечта» и в каком, примерно, направлении собирается наносить удары по Саакашвили.

Первый скандальный вброс «компромата» был озвучен  неким Умаром Идиговым, которого СМИ подконтрольные Иванишвили (а вслед за ними российские СМИ) представили как родственника Джохара Дудаева, явно упирая на весомость этой связи.

Российские СМИ, добавившие к титулу Идигова «родственник Дудаева» еще одну характеристику - «влиятельный член чеченской общины», откровенно смакуя ситуацию, представили его заявление как «грандиозный скандал».

Речь идет о кровопролитии в ущелье Лопота в конце августа 2012 года. Напомним, что в этом ущелье произошел бой между группой кавказских моджахедов-новобранцев, направлявшихся в Дагестан, и спецназом министерства обороны Грузии, в ходе которого обе стороны понесли потери.

Так вот, по версии Умара Идигова, это была заранее спланированная действующими властями Грузии провокация.

Умар Идигов рассказал, что к нему, мол, обратилось несколько живших за рубежом земляков с просьбой проверить информацию о том, что власти Грузии предлагают им коридор для выхода на Северный Кавказ «с целью подготовки террористических актов» на территории России.

Идигов поведал, что якобы вплоть до выборов в этом ущелье дежурил грузинский спецназ. Что всех прибывавших из Европы добровольцев в тбилисском аэропорту встречали высокопоставленные чины Минобороны Грузии «на черных джипах». Часть новобранцев-добровольцев разместили на конспиративных квартирах в Тбилиси, других сразу переправили в Панкисское ущелье. Всё лето Панкиси якобы был «буквально наводнено молодыми крепкими парнями».

"Их переброска в Чечню под различными предлогами затягивалась, и прибывшие стали понемногу возвращаться обратно. На момент спецоперации на границе их оставалось порядка 20 человек. Грузинская сторона обещала этим парням безопасность и вознаграждение. Им дали форму, оружие, документы, а после заминировали дорогу, окружили и просто расстреляли", - раскрыл «сенсацию» Идигов.

По его версии, целью инсценировки спецопрации была «дестабилизация обстановки в Грузии, введение чрезвычайного положения и как следствие - отмена предстоящих выборов».

Однако Умар Идигов никак не объяснил, почему Саакашвили не претворил свой план в жизнь, т.е. не ввел чрезвычайное положение и не отменил выборы. Ведь «провокация» явно состоялась. Произошло кровопролитие, несколько дней шли настоящие боевые действия с применением боевых вертолетов, с реальными трупами и ранеными.

Ответа на этот вопрос нет. Его не дает ни Иванишвили, ни его СМИ, ни сам Идигов. Зато есть много шума, в том числе в российских СМИ и публичное обвинение в адрес Саакашвили.

Как в свое время говАривал знаменитый родственник Умара Идигова – Джохар Дудаев - главное запустить «вонизму» (так Джохар называл дезинформацию или информационное спецмероприятие), а враг пусть думает…!

Кроме того, всю картину «заговора» по срыву выборов, изложенную Умаром Идиговым, портит непосредственный участник событий в ущелье Лопота Ахмед Чатаев.

Напомним, что прокуратура Грузии предъявила задержанному во время событий в ущелье Чатаеву обвинение по 1-й и 2-й частям 236-й статьи УК Грузии.

Как пояснили Информационному центру Кахетии в прокуратуре, Чатаев обвиняется в «противозаконном приобретении, хранении и ношении взрывного устройства», что карается сроком заключения от 3 до 5 лет.

Предварительное заседание суда должно пройти 29 октября в Тбилисском городском суде.

Напомним, что Ахмед Чатаев был вызван властями Грузии в ущелье Лопота для переговоров с отрядом добровольцев-новобранцев, которые направлялись в Дагестан.

Грузинские власти обратились к Чатаеву с просьбой содействовать в установление контакта с моджахедами и выступить посредником на переговорах. Ахмед Чатаев согласился и выехал в ущелье Лопота.

Однако переговоры, которые длились более суток, ни к чему не привели. В какой-то момент началась стрельба, которая переросла в ожесточенный бой. Чатаев почти сразу же получил ранение в ногу и был вынужден укрыться. 

Опасаясь за свою жизнь, Чатаев 10 дней провел в лесу с раненой ногой. Затем он сам вышел к блок-посту и был отвезен в больницу, где ему сделали операцию по ампутации стопы.

В данное время Чатаев находится в тюремной больнице. Состояние его здоровья вызывает опасение.

Между тем до сих пор нет ясности, по какой причине началась стрельба. Напомним, что руководство Имарата Кавказ проводит собственное расследование этих событий.

Ранее КЦ уже публиковал данные о том, что в действительности произошло в ущелье Лопота со ссылкой на свои источники.

Отряд новобранцев, скрытно сформированный командованием моджахедов на границе Дагестана и Грузии, двигался к месту назначения на территорию Дагестана для участия в боевых действиях против российских оккупационных войск. У отряда не было никаких целей на территории Грузии.

На последнем этапе операции произошла утечка информации о маршруте движения группы. Власти Грузии тут же бросили против отряда новобранцев, которые не имели опыта боевых действий, крупные силы спецназа, поддержанных вертолетами.

Источники КЦ также сообщили, что в ходе расследования должна быть точно установлена роль одного дагестанского проводника, который вызвался провести отряд именно по этому маршруту. Пока известно только то, что как только начался бой он один ушел в Дагестан. А через несколько дней в населенном пункте, куда он перебрался, русскими войсками были убиты 5 дагестанских моджахедов.

Есть еще несколько моментов, требующих расследования, которые впрочем, к грузинской стороне не имеют никакого отношения.

То, что Саакашвили будут добивать в случае победы «Грузинской мечты», было ясно еще до выборов. Риторика Иванишвили не оставляла никаких сомнений, что делить власть он не намерен, пусть хотя бы и на оставшийся Саакашвили год. И даже встреча с послом США, после которой Иванишвили больше не поднимал тему немедленного импичмента Саакашвили, вряд ли изменили платы миллиардера.

Об этом свидетельствует и тот факт, что буквально через пару дней после «сенсации» от Умара Идигова, последовал новый удар.

Георгий Жвания, брат бывшего премьер-министра Грузии - Зураба Жвании, погибшего в 2005 году, обвинил в инсценировке его случайной смерти группу бывших министров, входящих в команду президента Михаила Саакашвили.

Напомним, что Зураб Жвания, а также заместитель губернатора региона Квемо Картли Рауль Юсупов были найдены мертвыми 3 февраля 2005 года в одной из квартир в центре Тбилиси. Официальная причина смерти обоих — отравление газом, сочившимся из неправильно смонтированной отопительной системы.

На это заявление оперативно откликнулись члены нового правительства Иванишвили, которые заверили общественность, что расследование смерти Жвании будет продолжено и обязательно завершено.

При этом никто из «Грузинской мечты» не считает нужным скрывать, что в качестве дерева для рубки помечен именно Саакашвили.

В связи с событиями в Грузии возникают некоторые вопросы.

Должна ли тревожить борьба за власть в Грузии Имарат Кавказ? Что изменится для ИК, если Саакашвили добьют? Что будет, если обе группировки все же договорятся (предположим, под давлением США)? Что ожидать, если Саакашвили отразит все атаки и ситуация в Грузии устаканится?

По большому счету, все эти вопросы чисто риторические. Для любого мало-мальски знакомого с ситуацией наблюдателя очевидно, что Грузия не играла и не играет существенной роли для Имарата Кавказ в военном противостоянии с Россией. Хотя объективно Грузия должна была бы всячески помогать Имарату Кавказ, так как ИК, по сути, является буфером на пути новой экспансии России в Закавказье.

Если положить на весы плюсы и минусы от соседства Имарата Кавказ с независимой Грузией, то минусов окажется даже больше, чем плюсов.

Грузия не самостоятельное государство. В этом главная проблема Тбилиси. При столкновении национальных интересов с интересами её покровителей, и старые и новые власти Грузии выберут интересы своих покровителей, так как уверены, что без влиятельной «крыши» Грузии не устоять. А это, по их логике, и есть настоящие национальные интересы.

Однако в этой связи встает вполне закономерный вопрос: Как должны реагировать на политику Грузии ее соседи? В первую очередь мусульмане Северного Кавказа? С одной стороны у Грузии и Имарата Кавказ общий враг – Россия. С другой – Грузия воюет против мусульман в Афганистане.

Как бы там ни было, события в ущелье Лапота показали, что Имарат Кавказ не торопится с выводами, проявляет сдержанность и намерен разобраться в случившемся. Расследование продолжается и никаких официальных заявлений в адрес властей Грузии до сих пор не прозвучало, что весьма показательно.

Поэтому выступление Умара Идигова нужно рассматривать лишь в контексте внутренней политической борьбы Саакашвили и Иванишвили, тем более, что его заявление на самом деле не соответствует действительности.

Со своей стороны власти Грузии, во всяком случае, последние несколько лет, открыто демонстрировали свое желание наладить с народами Северного Кавказа дружественные связи и даже предприняли в этом направлении целую серию конкретных шагов.

Как поведет себя в этом вопросе Иванишвили, особенно на фоне скандального высказывания о возможном участии Грузии в путинских игрищах в Сочи на костях полутора миллионов убитых русскими черкесов и закрытия «антироссийского» телеканал ПИК, покажет ближайшее время.

Однако уже сегодня можно предположить, что сама логика процессов на Кавказе и нынешнее положение грузинского государства, обяжет новые власти этой страны считаться с важной значимостью для Грузии Северного Кавказа.

Понимает ли это Иванишвили или же обвинение в его адрес в том, что он является «проектом России» действительно имеют основания, станет ясно уже очень скоро.

Руслан Синбаригов

Кавказ-Центр