Заместитель секретаря совета национальной безопасности Бату Кутелия заявил депутатам парламента Грузии, представляя концепцию, что в ней отражены те измененные реалии, которые появились после русско-грузинской августовской войны 2008 года.
Среди главных угроз и вызовов Грузии названы оккупация территорий Грузии Россией, риск новой военной агрессии со стороны Российской Федерации, и организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты.
В предыдущей концепции, которая была принята за три года до русско-грезинской войны 2008 года, говорилось, что "возможность открытой военной агрессии против Грузии мала, но вооруженное нарушение границы и вторжение на территорию страны со стороны государственных и негосударственных акторов реальны".
В новой концепции говорится, что главной целью России является превращение Грузии в несостоявшееся государство, создание препятствий в реализации ее европейского и евроатлантического выбора и возвращение Грузии на российскую орбиту насильственным путем.
В рабочей версии новой концепции, которая была опубликована впервые в начале года, не были упомянуты «организованные Россией с оккупированных территорий террористические акты».
В конце прошлого года Грузия заявила, что за осуществленными осенью 2010 года в Тбилиси террористическими актами стоял действующий в сепаратистской Абхазии российский военный офицер. Летом 2011 года Министерство внутренних дел Грузии заявило, что силы министерства предотвратили попытку осуществления двух террористических актов, один из которых был спланирован работающим в Абхазии российским офицером безопасности, а второй другим российским офицером в Южной Осетии.
Согласно новой Концепции национальной безопасности, такие случаи подтверждают, что «после оккупации Российской Федерацией Абхазии и Цхинвальского региона эти территории РФ использует для подбора и подготовки террористов, с целью осуществления террористических актов на территории Грузии».
В отдельной главе "Основные направления политики безопасности Грузии" отражены отношения Грузии с Россией. В ней говорится, что Грузия желает иметь с Россией "основанные на принципах добрососедства и равноправия отношения".
Вместе с тем в документе подчеркивается, что этого "не произойдет без уважения Российской Федерацией суверенитета и территориальной целостности Грузии и без начала процесса деоккупации".
В документе упоминаются также и отношения с Северным Кавказом. Однако только в той части, в которой обсуждаются отношения с Россией. Тем самым Грузия особо подчеркивает, что считает оккупированные территории Имарата Кавказ «российскими территориями».
Это подчеркивается заявлением, что «для Грузии особое значение имеет сформирование среды сотрудничества и мира в Северокавказском регионе Российской Федерации».
«Грузия осознает необходимость углубления и развития отношений с проживающими на Северном Кавказе народами, которые будут способствовать повышению информированности проживающего там населения о целях и политическом курсе Грузии», - говорится в документе.
Кроме российского фактора, в документе также идет речь о возможном переливании конфликтов из соседних стран, что «является угрозой, стоящей перед Грузией».
В этом контексте документ упоминает Нагорно-Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном и называет его «вызовом».
«Возобновление вооруженного противостояния между этими странами ослабит безопасность всех трех стран Южного Кавказа и будет способствовать росту политического влияния Российской Федерации во всем регионе», - говорится в концепции.
В той части, которая касается конфликтов на Кавказе, документ заявляет, что Россия пытается инспирировать негативные настроения среди населения Северокавказского региона.
В документе говорится, что отсутствие контроля» на государственной границе Грузии с Россией на абхазском и югоосетинском участках границы мешает урегулированию проблемы транснациональной преступности.
Нарушение фундаментальных прав насильственно перемещенного с оккупированных территорий населения оценивается в документе, как «важный вызов». В документе говорится, что обеспечение безопасного и достойного возвращения этого населения, восстановление их прав на имущество является одним из приоритетов грузинского государства.
Среди вызовов национальной безопасности документ также называет устойчивое экономическое развитие, терроризм, кобербезопасность, энергетическую безопасность, экологию, организованную транснациональную преступность, демографию, интеграции этнических меньшинств в политическую, экономическую и социальную жизнь страны путем углубления знания грузинского языка, а также защиту памятников исторического и культурного наследия.
В документе отдельная глава посвящается интеграции Грузии в НАТО и Евросоюз. Согласно концепции, это является «одним из главнейших приоритетов» внешней политики и национальной безопасности страны.
В концепции говорится, что августовская война не смогла изменить стремление страны в НАТО и после 2004 года страна достигла «большого прогресса» на этом пути.
В документе также говорится, что «поэтапная интеграция» Грузии в Евросоюз является «одним из важнейших направлений» экономического и политического развития страны.
В документе также говорится, что Грузия приветствует политику вовлеченности ЕС в отношении России, однако также отмечает, что «такая политика будет успешной только в том случае», если она будет способствовать формированию такой внешней политики Российской Федерации, целью которой будет уважение суверенитета соседей.
Отношениям Грузии со своими соседями в Южном Кавказе, в части «Основных направлений политики безопасности Грузии» уделяется отдельная глава.
Аналогично прежней концепции, и в новом документе также отношения с Азербайджаном называются «стратегическими».
Отношения с Арменией в документе оцениваются, как «тесное партнерство».
«Грузию с Азербайджаном и Арменией связывают традиционно добрососедские отношения», - говорится в концепции, - «Грузия считает, что огромное значение имеет формирование единых подходов относительно будущего развития региона. Углубление регионального сотрудничества, развитие единого экономического пространства и развитие общего рынка в значительной степени будет содействовать стабильности и благополучию региона».
Согласно документу, «Грузия углубляет стратегическое партнерство» с Соединенными Штатами Америки в соответствии с принципами, отраженными в Хартии стратегического партнерства между США и Грузией, которая была подписана в январе 2009 года.
Концепция отмечает значение поддержки США в вопросе «деоккупации» территорий Грузии, а также значение помощи США в деле развития демократических институтов Грузии.
«Обороноспособность Грузии существенно выросла посредством программ помощи, оказываемой Соединенными Штатами», - говорится в документе, - «Грузия заинтересована в еще большем углублении сотрудничества в этой сфере».
Относительно Украины в документе говорится, что «Грузия стремится максимально использовать возможности стратегического партнерства с Украиной».
Турция в документе упоминается, как «ведущий региональный партнер Грузии». Согласно концепции, углубление экономических отношений с Турцией, крупнейшим торговым партнером Грузии, а также «осуществление энергетических и транспортных или других проектов имеет стратегическое значение для обоих государств».
«Турция, как страна член НАТО и один из лидеров региона, также является важным военным партнером. Грузия придает большое значение дальнейшему развитию отношений с Турцией в сфере обороны и безопасности», - говорится в концепции.
Концепция отдельно отмечает «активное сотрудничество» со странами Балтии, а также со странами Восточной и Центральной Европы, и кроме того, «большое значение» сотрудничества с государствами Скандинавии.
Согласно документу, Грузия придает «большое значение» сотрудничеству с Молдовой и Беларусью и приветствует их участие в Восточном партнерстве ЕС.
Согласно документу, Грузия «уделяет большое внимание» развитию тесного сотрудничества с Казахстаном, Туркменией, Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном, особенно, в сферах экономики, транспорта и энергетики.
В концепции говорится, что Грузия «придает большое значение расширению политического и экономического диалога» с Китаем, Японией, Южной Кореей, Израилем, государствами Персидского залива, Канадой, Индией, Бразилией и Австралией. В документе подчеркивается значение продолжения процесса установления дипломатических отношений со странами Латинской Америки и Карибского бассейна.
Согласно концепции, ООН должна выполнять «ведущую роль» в деле урегулирования конфликтов и для этого, Грузия считает важным усиление эффективности ООН. Документ подчеркивает также значение ОБСЕ и Совета Европы. ГУАМ (объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы) в документе упоминается в контексте отношений Грузии с Азербайджаном и Украиной. В концепции 2005 года ГУАМ был упомянут в контексте сотрудничества в рамках Черноморского региона.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр