Сотни моджахедов «аль-Каиды» переправляются из Ирака в Сирию (ВИДЕО)

31 декабря 2011 в 20:28
Сотни моджахедов «аль-Каиды» переправляются из Ирака в Сирию (ВИДЕО)

С февраля 2011 года в Сирии произошли акции протеста с требованиями свержения главаря алавитов Башара Асада и его семьи и прекращению правления политической группировки «Баас».

Некоторые протестующие настаивают на мирном характере своих политических движений, вместе с тем в их рядах всё отчётливее просматриваются джихадисты, чётко ориентированные на свержение режима, пишет аналитик Института Ближнего Востока Д. Нечитайло, которого цитирует издание UmmaNews.

Амир «аль-Каиды» Шейх Айман аз-Завахири косвенно подтвердил намерение моджахедов оказать содействие своим сторонникам из числа оппозиционеров в Сирии. Вместе с тем в своих заявлениях он подчёркивает, что в настоящее время «аль-Каида» считает для себя приоритетным укрепление позиций салафитов в Египте и Ливии. Однако в случае высвобождения определённого ресурса, его моджахеды готовы присоединиться в Сирии к выступающим с оружием в руках.

Наряду с этим кровавая бойня, устроенная алавитским режимом, сопровождается гибелью мирных мусульман, что неминуемо ведёт к росту протестного потенциала среди протестующих и способствует притоку в их ряды новых противников Асада.

Американское вторжение в Ирак в 2003 году сыграло важную роль в увеличении числа сирийских джихадистов, отмечает Нечитайло. Инфраструктура «аль-Каиды» создавалась в граничащих с Ираком регионах Сирии. В частности, область Бу Камаль, стала перевалочным пунктом для международных моджахедов на пути в Ирак, пишет Нечитайло. Тут также создавались военно-тренировочные лагеря для желающих вести Джихад против американцев в соседней стране. Абу Мусаб аль-Заркави, в прошлом Амир «аль-Каиды» в Ираке, был также очень заинтересован в создании в соседних странах отделений этого движения, на которые он мог бы опираться.

С тех пор число сирийских джихадистов возросло. Например, из числа иностранных моджахедов в Ираке доля выходцев из Сирии составляет до 13 % от общего числа мусульманских добровольцев.

Сотни сторонников «аль-Каиды» из северного Ирака переправляются в Сирию, чтобы присоединиться к борьбе против сил безопасности режима Асада, констатирует Нечитайло. При этом они оснащены лёгким стрелковым и тяжёлым вооружением. Моджахеды используют в качестве перевалочных баз иракские провинции Найнава и Анбар, которые стали коридорами для транспортировки оружия и боеприпасов в Сирию из значительных арсеналов, накопленных бойцами «аль-Каиды» за годы вооружённого конфликта в Ираке.

Когда американцы увеличили численность харбиев в Ираке в 2007 г., моджахеды переместили свои базы в соседнюю Сирию. В прессе в 2009 г. даже активно муссировалась мысль о том, что восточная Сирия начинает превращаться в северо-западный Пакистан, где «аль-Каида» совместно с талибами координировала нападения на кафиров из США и международных харбиев в Афганистане.

Деятельность сирийских моджахедовне ограничивается Ираком и Сирией. Они также сформировали высокую долю джихадистов, действующих в Ливане, пишет Нечитайло. Во время столкновения в лагере Нахр аль-Барид в 2007 году сирийцы составили около 13% моджахедов, аравийцы 16%, палестинцы 31% и ливанцы 33%.

Помимо роста численности сирийских джихадистов следует отметить серьёзную работу теоретиков всемирного движения Джихада, анализирующих и предлагающих меры по свержению правящего в Дамаске алавитского режима.

Известный проповедник Шейх ас-Сури написал несколько книг о Джихаде в Сирии и своё видение региона. В частности, по словам Нечитайло, он рассматривает нынешний режим Сирии как нелегитимный с точки зрения Шариата (мусульмане обязаны подчиняться правителю-мусульманину, алавиты же являются явными мушриками), а следовательно открывает дорогу для борьбы с ними. Он призывает «искоренить и выкорчевать из понятийного аппарата такие слова как Асад и «Баас».

В книге под названием «Ахль ас-Сунна фи-ш-Шам», рассказывает Нечитайло, Шейх ас-Сури фокусируется на двух основных вопросах: господства в Сирии алавитов и сирийского государственного аппарата. В целом поддерживая революционные изменения в арабских странах, Шейх ас-Сури вместе с тем призывает сторонников салафии правильно использовать происходящие события, сделав акцент на свержении алавитского режима в Дамаске.

Другой не менее известный проповедник Джихада Хусейн бин Махмуд в статье «Дамаск: база Джихада», основываясь на хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), называет Сирию «лучшей территорией веры и науки, домом лучших воинов на земле, лучшим местом, чтобы возродить Халифат».

Вместе с тем Шейх бин Махмуд указывает на то, что 80% людей в Сирии составляют мусульмане, которые подвергаются репрессиям со стороны немусульманского алавитского меньшинства. Он задаёт вопрос, как «презренное, униженное меньшинство стало начальниками лучших воинов на земле?» Отвечая на свой же вопрос, Шейх бин Махмуд говорит, что «люди из Сирии стали униженными, когда они заменили знамя Джихада на стяг национального сопротивления и учение Ислама — на национализм и баасизм».

Как и большинство джихадистов решение сирийского вопроса Шейх бин Махмуд видит в вооружённой борьбе. При этом, по его мнению, мусульмане Сирии должны сыграть в этом решающее значение.

«Когда народ региона вернётся к праведности, и молодые люди начнут под звук пуль на площадях возглашать „Аллаху Акбар“, и голоса минаретов станут призывать к Джихаду, только тогда кафиры будут уничтожены», — приводит слова учёного Нечитайло.

В нынешней ситуации джихадисты смогут продемонстрировать населению, что алавитский режима Асада не способны отстаивать интересы мусульман и обеспечить их безопасность, более того, он убивает их и подвергают чудовищным пыткам. В атмосфере хаоса моджахеды станут единственной силой, способной взять под контроль оппозиционное движение в стране, предполагает Нечитайло.

Джихадистам удаётся успешно реализовать модель, в которой на начальном этапе революции в акциях протеста участвуют мирные жители, вступающие только с социально-экономическими требованиями. Затем их ряды разбавляются салафитами. После этого характер выступлений приобретает качественно иной оттенок. Акценты смещаются в сторону свержения режима. Ответ мушриков, как правило, силовой, провоцирует мусульман. Вот здесь салафиты становятся локомотивом выступающих, пишет Нечитайло.

В настоящее время уже наметились контуры конфликта в Сирии. В целом он проходит по отработанной схеме и продолжает набирать обороты. Восставшие поддерживаются джихадистами, имеющими опыт политической и вооружённой борьбы, а также работы с массами. Их движение имеет чёткую программу действий, обладает необходимыми ресурсами для укрепления своих позиций при параллельном ослаблении алавитских институтов в Сирии.

В Ливии моджахедам удалось использовать складывающуюся политическую конъюнктуру, пополняя свои военные арсеналы со складов Каддафи, «пропуская» через конфликт своих бойцов. В Тунисе, Египте им это удалось в наименьшей степени. Относительно Сирии джихадисты стремятся не упустить инициативу и воспользоваться ситуацией в ещё большей степени, заключает Нечитайло.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр