Западные эксперты уверены, что атака на логово Кадырва село Хоси-Юрт (Центорой) большим успехом чеченских моджахедов, как военным, так и морально-психологическим.
По сообщению русской службы "Голоса Америки", Кадыров в последнее время, возможно, от сильного испуга, вызванного весьма успешной операцией моджахедов прямо в его логове, ведет себя весьма неадекватно. Радиостанция передает:
"В понедельник в интервью русским СМИ Кадыров рассказал, что нападение в воскресенье на его родовое село Центорой было специально организованной операцией - ловушкой. Однако многие сомневаются в версии Кадырова.
«Мы их ждали. Мы запустили их в село, чтобы они не сбежали. Было специально подготовлено место, где можно было их уничтожить. И ребята из личной охраны сработали отлично», - поделился своей версией событий Кадыров.
В телерепортажах Кадыров предстает не в европейском костюме, как он обычно одевается во время официальных съемок, а в традиционной шапочке и строгом синем мундире с вышитыми золотом на груди звездой и полумесяцем.
Стоя над телами убитых, Кадыров сделал заявление, что миссия нападавших была изначально провальной, а их единственной задачей была демонстрация своих возможностей:
«Абсолютно они знали, что у них ничего не получится. Просто показать всему миру, что в родовое селение Центорой зашли..., показать, что у них последние зубы там есть, после потерь, которые они понесли за последнее время».
Нужно отметить, что содержание записи, которую Кадыров сделал в воскресенье в своем блоге в «Живом Журнале», отличается от той версии событий, которую он излагал в понедельник.
«Сегодня утром бандиты открыли огонь по окрестным домам в Центорое. Со стороны леса они подползли к крайнему дому и начали стрельбу. Через несколько минут мы были на этом месте. Произошло боестолкновение», - пишет Кадыров в записи под заголовком «Сегодня утром», которую он опубликовал около 15.30 по московскому времени в воскресенье.
Он также добавляет: «В Центорое спокойная обстановка. Я со своей семьей нахожусь в родном селе».
Как видно, в первой версии нет упоминания о специальной операции, из неё наоборот следует, что атака могла стать полной неожиданностью. Эксперты считают, что новую версию Кадырову пришлось оглашать не только для того, чтобы предстать в выгодном свете перед Кремлем, но больше для того, чтобы поддержать свой авторитет в Чечне.
Томас де Ваал (Tomas de Waal), эксперт Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace) сказал «Голосу Америки», что нападение на родовое село Рамзана Кадырова - это большая моральная победа моджахедов.
«Это село лучше всего защищается в Чечне. Это крепость Кадырова. То, что боевики смогли туда проникнуть, доказывает, что им далеко до поражения», - считает де Ваал.
Эксперт предполагает, что среди близкого окружения Кадырова мог произойти раскол. По его мнению, подобная вылазка была бы невозможна без координации с людьми внутри кадыровской свиты: «Наверняка, среди так называемых кадыровцев есть люди боевиков».
Томас де Ваал отмечает, что в Чечне имидж имеет очень важное значение:
«Всегда надо быть на коне. Не столь важно быть сильным, сколько доказать народу, что ты сильный».
Де Ваал говорит, что нападение на Центорой - большой удар по авторитету Кадырова внутри Чечни.
«Не удивительно, что он пытается говорить сейчас, что это была заранее подготовленная ловушка. Хотя я очень сомневаюсь, что они пошли бы на такой опасный шаг», - заключает эксперт.
«Кавказ Центр» пишет, что в боевой операции в Центорое участвовали до 60 боевиков, которые несколькими группами вошли в село и атаковали дома близких родственников и охранников Рамзана Кадырова.
В группе были Шахид», задачей которых было добраться до дома Кадырова, что им почти удалось. Бой шел в 150 метрах от его дома.
Эта первая атака на родовое село Кадырова за шесть лет. Последний раз на Центорой нападали в мае 2004 года, за 8 дней до ликвидации Ахмада Кадырова и назначения его сына на его должность.
На Кадырова с 2000 года было совершено шесть покушений, в двух случаях с участием Шахидов. 11 августа этого года Кадыров заявил, что "на территории республики осталось не больше 70 боевиков".
Он сказал, что загнанные в горы и оставленные без поддержки населения боевики умирают от голода и болезней», передает русская служба "Голоса Америки".
Отдел мониторинга
КЦ