Литовские чекисты под видом «мусульман» склоняли Кусайте к совершению теракта

Литовские чекисты под видом «мусульман» склоняли Кусайте к совершению теракта

Этот и другие вопросы правозащитники задали главе Департамента госбезопасности Литвы Гедиминасу Грине.

Между тем родственники Эгле Кусайте обвиняют литовские спецслужбы в применении пыток

В свою очередь спецслужбы Литвы «подозревают» Эгле Кусайте в т.н. «терроризме» из-за принятия ею Ислама.

Евродепутат Леонидас Донскис, директор Института гражданского общества Дарюс Куолис и директор Института мониторинга прав человека Хенрикас Мицкявичюс во второй раз обратились к главе Департамента госбезопасности Литвы Гедиминасу Грине.

Защитники прав человека задали Грине 11 вопросов, связанных с делом Эгле Кусайте, сообщает «Делфи».

В ответе Грины на первое обращение правозащитников с просьбой начать расследование допроса Эгле Кусайте, проведенного в апреле текущего года, в котором приняли участие агенты ФСБ и во время которого девушку пытали, что глава ДГБ Литвы стремится "провести расследование как можно более объективно", поэтому, мол, просил представить "информацию о действиях служащих ДГБ, которые, возможно, нарушили права человека в процессе досудебного расследования по этому делу".

"Мы не считаем, что мы, граждане Литвы, можем располагать бОльшей информацией о неправильных действиях сотрудников ДГБ, нежели та, которая на сегодняшний день имеется у самого ДГБ. Однако, чтобы помочь объективному внутреннему расследованию, мы предлагаем открыто ответить на давно поставленные в обществе вопросы", - пишут Донскис, Куолис и Мицкявичюс.

У Грины спросили, правда ли, что мать Кусайте, Виргиния Кусене, в ноябре 2007 года обратилась к служащему ДГБ Виргилиюсу Норейке с просьбой вернуть её дочь из Германии и что с того времени этот служащий в течение двух лет поддерживал с ней постоянный контакт?

Правда ли, что в декабре 2007 года, вернувшись из Германии, Кусайте поселили в Клайпеде в квартире, которую арендовал ДГБ Литвы, что ДГБ содержал её и оплачивал жилье, телефонные счета?

Правда ли, что 2 года Кусайте "опекали" назначенные ДГБ лица, которые представились мусульманами и призывали её ехать в Египет для совершения теракта и разозлились, когда Кусайте отказалась ехать туда?

У Грины также спрашивают, правда ли, что Норейка убеждал мать Кусайте, что ее дочь в порядке и ни с кем не связана, а сам уговаривал Кусене и тетю Кусайте Ирену Еленяускауйте стать мусульманками?

Донскис, Куолис и Мицкявичюс спросили у Грины, правда ли, что в октябре 2009 года российскую визу Кусайте помогли получить сотрудники ДГБ Литвы, а после задержания девушку три дня допрашивали без адвоката, что против неё использовали психологическое и физическое насилие, а в апреле 2010 года Кусайте допрашивали без адвоката трое сотрудников ФСБ из Москвы, которые также применяли психологическое и физическое насилие?.

У Грины также спросили, провел ли ДГБ расследование, кто и почему передал одному литовскому изданию ложную информацию о том, что Кусайте "должна была быть среди смертниц, которые 29 марта организовали взрывы в московском метро".

Ни на один из этих вопросов глава спецслужб Литвы до сих пор не ответил.

Отдел мониторинга
КЦ