После скандально истории с литовской мусульманкой Эгле Кусайте, которую спецслужбы Литвы заподозрили (по наводке ФСБ РФ) в попытке проведения теракта на территории России против одной из воинских частей на основании того, что она попросила визу в РФ и купила карту московского метро, появились новые свидетельства того, что действия тайной полиция Литвы против мусульман носят не спонтанный характер, а основываются не неком долгосрочном плане.
Чем насолили мусульмане Литве совершенно не ясно. Литва никогда в своей истории не сталкивалась с «проблемой» Ислама, не вела с мусульманами войны, мусульмане никогда в истории Литвы не угрожали ее независимости. Более того, именно мусульмане из числа татар-караимов помогли в свое время укреплению Литовского государства и на протяжении веков защищали его.
Что случилось сегодня, почему Литва ведет себя так по отношению к мусульманам, почему Литва участвует в войне против Ислама и провоцирует в исламской мире соответствующую к себе негативную реакцию остается загадкой.
Так по сообщениям литовских СМИ, в "поле зрения" литовской тайной полиции "департамент госбезопасности Литвы (ДГБ), попала студентка, написавшая бакалаврскую работу о живущих в балтийских странах мусульманах.
Агент ДГБ, вызвавший её для беседы, пытался узнать, какие отношения девушка поддерживает с живущими в Литве мусульманами, и просил помощи в завязывании контактов с ними, пишет Lietuvos žinios. Другими словами сотрудник ДГБ пытался завербовать студентку, пишущую дипломную работу в банальные стукачки.
ДГБ, связавший Эгле Кусайте с "международными террористами" по наводке ФСБ РФ, снова ищут возможных "радикалов" среди мусульман. Теперь в зону их внимания ДГБ попала студентка Института международных отношений и политических наук Вайда Норвилайте.
ДГБ по советской традиции не комментирует методы своей "оперативной деятельности".
Сотрудники тайной полиция Литвы неожиданно позвонили Норвилайте 1,5 месяца назад. Звонивший сказал, что знает о написанной ею бакалаврской работе и пригласил на "беседу".
Девушка была удивлена тем, что агент ДГБ располагал ее телефонным номером.
"Звонок меня удивил. Я не поняла, нормально это или нет. Хотела поговорить со своим руководителем, узнать, всех ли опрашивают", - сказала девушка.
Норвилайте предполагает, что в поле "террористического зрения" ДГБ она попала после того, как стало известно о «деле» Кусайте. Поскольку представившийся Андрюсом (фамилию девушка не помнит) агент ДГБ позвонил ей через несколько недель после первых сообщений о деле Кусайте.
Месяц назад Норвилайте встретилась с агентом ДГБ в одном из вильнюсских кафе. Он предъявил студентке свое или не свое "удостоверение" и сказал, что ему известно, что девушка интересуется местными мусульманами.
Он хотел узнать об этом подробнее. Служащий ДГБ "интересовался" отношением Норвилайте к Исламу, почему её интересует именно проблематика местных мусульман.
Когда студентка объяснила, что в основе лежит академический интерес,агент стал нагло, настойчиво и навязчиво "интересоваться", не мусульманка ли она.
"Сложилось такое впечатление, если бы я оказалась мусульманкой, это было бы равносильно преступлению", - сказала студентка.
В процессе исследования Норвилайте встречается с мусульманами и записывает с ними интервью.
"Меня как раз интересовали литовки, которые обратились в мусульманство. Служащий ДГБ "интересовался", нет ли среди них "радикально настроенных". Косвенно пытался узнать, не знакома ли я с Кусайте, не было ли у меня с ней каких-либо отношений", - рассказала студентка.
Агент ДГБ хотел, чтобы студентка "помогла ему связаться" с людьми, с которыми она встречалась. Однако Норвилайте отказалась делать это. По просьбе агента ДГБ она лишь выслала ему свою работу.
"Во время беседы я чувствовала убеждение, будто все мусульмане - "радикалы", чувствовалось недостаточное понимание Ислама, страх. Он спрашивал: "Согласны ли вы с тем, что в Литве скоро станет много мусульман?" Я такой тенденции не заметила", - сказала девушка.
Преподаватель ИМОПН ВУ Эгдунас Рачюс охарактеризовал Норвилайте как одну из своих лучших студенток. По его словам, девушка ответственно относится к научной деятельности.
"Я уверен, что у ДГБ нет никакого основания, чтобы интересоваться ею. Не думаю, что она может быть связана с тем, что вызывает беспокойство у ДГБ", - сказал он.
"Такой прецедент меня озадачил. Он мне напомнил работу белорусских спецслужб. Там моих студентов вызывают на допросы", - прибавил ученый.
Напомним, что ДГБ держит в своих застенках Эгли Кусайте с августа 2009 года, не предъявляя ей никаких внятных"обвинений", только за то, что она приняла Ислам. Приказ о репрессиях против литовских мусульман поступил, согласно литовской прессе, от международной террористической организации ФСБ России, которая, как подозревается, недавно произвела очередной теракт, в результате которого был убит Президент Польши и 95 других высокопоставленных представителей военной и политической элиты страны.
Отдел мониторинга