Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир Его посланнику и всем тем, кто последовал прямому пути.
Написать это небольшое послание нас побудило появление у братьев в разных концах мира одних и тех же вопросов, ответы на которые казались ясны до распространения той фитны, за носителями которой закрепилось название "псевдосалафиты". Необходимо отметить, что на арабском языке уже давно существует много литературы, посвященной критике этого течения, и это объясняет, почему в арабоговорящей среде к этой секте примкнули главным образом только самые лицемерные и глупые, однако среди русскоязычных мусульман, где, зачастую, еще не сложилось четких научных представлений о религии, и любой длиннобородый человек, читающий по-арабски и проникновенно говорящий об Исламе, воспринимается как религиозный авторитет, эта идеология получила определенное распространение.
Мы постараемся дать здесь краткое описание этой фитны и обсудить наиболее часто возникающие на её почве сомнения.
1. Кто такие "псевдосалафиты"
Мы используем этот термин в отношении людей, которые заявляют о своей приверженности вероубеждениям (акиде) и методам (манхаджу) праведных предшественников (саляфов), при этом имея огромные пробелы в вопросах дружбы и непричастности (аль-валя ва-ль-бара), обвинения в неверии (такфира), джихада, установления власти Аллаха на земле.
В отношении этого течения используются также названия "мадхалиты" от имени Раби ибн Хади аль-Мадхали, саудийского мухаддиса, доверенного лица министра внутренних дел КСА. Другое название "современные мурджииты"- из-за их отказа признать выводящими из Ислама действия правителей, судящих не по законам Аллаха, помогающим кафирам в войне против мусульман и т.д.
Самым заметным отличительным признаком псевдосалафитов на сегодняшний день является ненависть к джамаатам и джихаду. Казалось бы, такое явное заблуждение и искажение религии слишком заметно и, значит, не должно представлять опасности, но это не так.
Ведя свою борьбу с джамаатами под лозунгом "все мусульмане - единый джамаат", они утверждают, что создание организаций это раскольничество. Они подвергают уничтожительной критике все движения в Исламе и заявляют что сами не принадлежат ни к какой партии или течению. За появившимися в последнее время в русскоязычном интернете статьями с отрицательной оценкой "Братьев-мусульман", "Таблига", "Талибана" и других мусульманских организаций часто стоят именно псевдосалафиты.
Они также борются против современного джихада, давая ему негативные оценки: от тупого непонимания Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который "не вёл партизанскую войну в мекканский период", до обвинения муджахидов в "работе на сионистов", которым "исламский терроризм" дает основание для нападок на Ислам и мусульман и провоцирует на искоренение Ислама.
2. Методика
Как всякая ересь, "псевдосалафизм" крайне гибок и представляет очень широкий диапазон точек зрения, зависящий от местности, ситуации и состояния человека, на которого направлено его воздействие.
Человек может ознакомиться с высказываниями Ибн База о том, что Усама ибн Ладен следует "вредоносному пути" и является "из числа распространяющих на земле нечестие..., вышедшим из подчинения правителю". (газета "Аль-муслимун ваш-шаркъу-ль-аусат", 9 джумада-ль-уля 1417г.)
Далее он может узнать от шейха Ахмада ан-Наджмий, что, на основании хадиса "Аллах проклял того, кто дал убежище преступнику", Талибан, оказав помощь Ибн Ладену, заслуживает наказания.
Ну, а далее одни учёные расскажут о незаконном такфире и хариджитах, о запретности убийства муахадов (кафиров, с которыми заключен мирный договор), а другие разъяснят, каким должен быть настоящий джихад...
А потом Раби аль-Мадхали и Али аль-Халяби объяснят, что называющие себя муджахидами хариджиты творят столько зла, что вредят Исламу больше чем обыкновенные кафиры, поэтому искренние мусульмане должны помочь спецслужбам своих стран и даже кафирам, которые пришли помочь мусульманам, избавить от этих самых хариджитов Умму и весь мир.
Если человек наивен и мало осведомлен о реальном состоянии дел, он может считать, что Королевство Саудовская Аравия - страна, где господствует шариат, и умиляться тому, что в Рамадан там запрещают немусульманам днем кушать на улице. Если он почитает еще, то узнает, что спор идёт не по поводу "исламское ли правление в Саудии?", а по поводу "является ли кафиром тот, кто правит не по шариату?".
Человек может сочувствовать муджахидам и считать их борьбу справедливой, тогда его погрузят в рассуждения о необходимости подчинения даже несправедливому правителю, пока этот правитель не совершит явный куфр. Что же такое "явный куфр" правителя у псевдосалафитов давно решено - это личное признание правителя в том, что он - кафир.
Если человек еще "зелен", ему дадут верить, что "в Чечне - настоящий джихад", когда же он достаточно "созреет", ему объяснят, что "раз там ничего не меняется (т.е. несколько тысяч муджахидов еще не разгромили ядерную державу), то значит что-то не то с акидой", или "с манхаджем".
Мы приводим эти примеры для того, чтобы стала ясна глубоко проработанная, "эшелонированная" методика псевдосалафитов. Не надо думать, что раз у них всё так неправильно, значит у них всё глупо. Всякая секта, всякая ересь, даже всякая неверная религия имеет свои сильные стороны, которыми и привлекает к себе неопытных и невежественных, на что обратил внимание шейх Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб: "Враги единобожия, таухида, могут иметь широкие знания, книги и доводы, о чём сказал Всевышний: "Когда приходили к ним Наши посланники с ясными знамениями, они радовались тому знанию, что было у них" (Гафир, 83). Если ты познал это и познал, что на дороге к Всевышнему Аллаху непременно встретятся враги, обладающие красноречием, знаниями и доводами, то ты обязан изучить религию Аллаха, которая станет твоим оружием в борьбе с этими шайтанами..." (Отведение сомнений).
3. Таклид
Хотя ни один из авторитетных мусульманских ученых не умер ни призвав оставить любое мнение, если оно противоречит словам Аллаха и его Посланника, псевдосалафиты проявляют грубейший таклид и превозношение группы ученых, к которым они относятся как к практически непогрешимыми. Заявляя о своей независимости от мазхабов, они проявляют непозволительный фанатизм в отношении этих ученых, и в ответ на приведенный аят или хадис, бесстыдно говорят "а Ибн Баз сказал...", или "а Альбани сказал...", или даже "шейх Раби сказал..."
Эта ужасная беда, от которой предостерегали многие праведные учёные, выражается в том, что человек отказывается принять ясные (ясные!) аяты и хадисы, если с его точки зрения они противоречат мнению его "учителя" .
Если же мнение их "любимца" когда-то противоречило тому, что они проповедуют, это мнение категорически замалчивается. К примеру, у Ибн База полно высказываний в поддержку современных мусульманских организаций (даже Таблига, про который он говорит, что поменял в их отношении свое мнение, и видит пользу в их деятельности).
Известно, что тот же Ибн Баз, да простит его Аллах, писал президенту Египта Гемалю Абдельнасеру просьбу о помиловании так ненавидимого псевдосалафитами Саййида Кутба, да примет Аллах его шахаду.
А уж фатва Ибн База "Сошлись во мнение ученые Ислама что тот, кто содействует кафирам против мусульман и оказывает им любой вид помощи, является кафиром как и они, как сказал Всевышний Аллах "О те, которые уверовали, не берите иудеев и христиан в друзья - одни из них друзья другим, а тот из вас, кто будет проявлять дружбу к ним, тот из них" Трапеза, 51″ (Фатвы, 1/274) и вообще им, по-видимому, неизвестна, или иджма эта считается у них отмененной, как саркастически написал по этому поводу в " Условиях обвинения в куфре" Насер аль-Фахд, да освободит его Аллах из плена.
Так что, повторимся, таклид у них тоже не искренний, а такой, какой выгоден их идеологии.
4. Краткое изложение идеологии
Большинство критиков псевдосалафитов сходятся на том, что это течение удивительнейшим образом вобрало в свою идеологию самые различные ереси и отклонения. Так мы видим, что в отношении призывающих к Аллаху и муджахидов они ведут себя как хариджиты, не прощая ни малейшей ошибки и обвиняя в ереси и даже неверии за малейшее прегрешение.
В отношении правителей они - крайние мурджииты, удовлетворяющиеся тем, что правитель называет себя мусульманином, и не требуя от него никаких действий, подтверждающих веру.
В отношении джамаатов они ведут себя, как шииты в отношении асхабов, да будет доволен ими Аллах, выискивая их ошибки, или то, что они считают грехами и распространяя это на весь мир с целью опорочить и отвратить от них людей.
В отношении кафиров они подобны кадийанитам, секте, которая заявляет об отмене джихада против неверных.
В отношении джихада они, отрицая джихад без общего халифа, подобны также имамитам, которые отрицают джихад до появления Махди.
Такой сложносоставной компот в качестве вероубеждения очень удобен, но не является, конечно, исламской акидой.
5. Опровержение доктрины псевдосалафитов
Относительно джамаатов и организаций мусульман, во-первых, следует понимать разницу между общим Джамаатом мусульман и отдельными, специальными джамаатами, имеющими определенное направление работы, как, например, джамааты призыва, джамааты джихада, благотворительные и образовательные организации. Коллективные обязанности возложены на всю Умму, и люди, объединившиеся для их выполнения, не являются раскольниками-хариджитами, особенно если правители пренебрегают выполнением этих обязанностей (не говоря уже о том, что нынешние правители препятствуют выполнению многих религиозных обязанностей).
Как известно, то, без чего невозможно выполнение ваджиба само является ваджибом, и поэтому для таких обязанностей религии как повеление одобряемого и запрещение порицаемого, джихад, распространение исламских знаний и т.п., которые невозможно выполнить без организации и дисциплины, джамааты являются ваджибом. Мы можем привести в пример, помимо джамаата амира сыновей Адама, да благословит его Аллах и приветствует, джамаат шейху-ль-ислама Ибн Таймиййи, и Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, да помилует их Аллах
Что же касается оценки того или иного джамаата, то она должна строиться на подсчете не только его недостатков, но и достоинств, иначе эта оценка будет необъективной, а Аллах Всевышний запретил несправедливость.
По этому вопросу мы предлагаем почитать небольшие книжки шейха Абдур-Рахмана ибн Абду-ль-Халика "مشروعية الجهاد الجماعي" и "ابن تيمية والعمل الجماعي"
В своем отношении к джихаду они смешивают законоположения оборонительного и наступательного джихада, а говоря о несвоевременности джихада, противоречат общеизвестным хадисам о победоносной общине (к которой они упорно относят самих себя и из которой исключают всех остальных). Эту общину они определяют по комментариям имамов, которые сказали, что это учёные, факихи, знатоки хадисов, при этом совершенно игнорируя то описание, которое дал этой общине сам Имам улемов, да благословит его Аллах и приветствует, как о том рассказал Салама ибн Нуфайль аль-Киндий, да будет доволен им Аллах, который сказал: Я сидел рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда один человек сказал: О посланник Аллаха, люди стали пренебрежительно относиться к боевым коням, убрали оружие и говорят "Нет больше джихада, и война уже сложила свое бремя"... И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повернулся к нему и сказал : Они солгали. Сейчас, именно сейчас идёт война, и не прекратит община из моей Уммы воевать на истине, а Аллах будет склонять к ним сердца людей и наделять от них ризком, пока не наступит Час и не придет обещанное Аллахом... (Привел Ахмад и Насаи, Альбани счёл достоверным).
В хадисе упомянуты два призанка этой замечательной общины: они будут воевать, и ризк их, то есть их удел в этом дунья, будет приходить к ним за счет того, что они воюют. Кому это нравится, тому нравится, кому не нравится - тем хуже для него. Кого сегодня можно отнести к этой общине, всем, наверное, понятно.
Выступая в защиту кафирских режимов мусульманских стран, псевдосалафиты показывают себя во всей красе, с невероятным энтузиазмом защищая эти режимы и обвиняя оппонентов в хариджизме. Тут они не брезгуют ни чем, известна история, когда один из лидеров иорданских псевдосалафитов, Али аль-Халяби высказался в узком кругу в том духе, что доносительство на противников режима, которых он и ему подобные называют "такфиристами", является ваджибом, а потом отказывался от этих слов, пока ему не дали прослушать аудиозапись этого его высказывания...
Они делают упор на том, что, по словам Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, не всякий правитель, судящий не по тому, что ниспослал Аллах, становится из-за этого кафиром. Вопрос о такфире подобных правителей рассмотрен в известном послании шейха Мухаммада ибн Ибрахима Аль Шейх, да помилует его Аллах, تحكيم القوانين, но сегодня правители мусульманских стран попадают под законоположения такфира по целому ряду пунктов, как на это указал Абу Мухаммад аль-Макдиси, да освободит его Аллах, в своей работе "Раскрытие сомнительных доводов спорящих в пользу войск ширка и сторонников выдуманных законов".
Псевдосалафиты обычно определяют себя как последователей ученых, салафов, но даже теоретический уровень их лидеров давно известен в исламском мире. Как мы уже упоминали, они сделали для себя непререкаемым авторитетом группу ученых, и в итоге получилось так, что, выступая против таклида имамам Малику, Шафии, Ахмаду, они призывают в то же время к таклиду Ибн Базу, Альбани, Ибн Усаймину, да помилует их всех Аллах.
Они любят повторять "Спрашивайте людей поминания, если не знаете...", но почему-то эти слова Всевышнего они относят лишь к тем мнениям тех ученых - пусть даже ошибычным - которые подходят под их идеологию. По этому поводу лучшим ответом будет, как нам кажется, циатата из "Книги единобожия" с комментарием "Здравое слово":
Ибн Аббас сказал: Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: "Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир",- вы же говорите: "А Абу Бакр и Умар сказали.." (Ахмад, 1/337).
Ахмад ибн Ханбаль сказал: "Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфйана, несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: "Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!" (Свет, 63). А знаешь ли ты, что такое смута? Смута - это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания Пророка, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет".
Ещё раз возвращаясь к словам Ибн Аббаса, мы видим, что каждый, до кого дошли доказательства, но он отказался от них, следуя мнению своего имама, должен быть опровергнут и предупреждён за противоречие ясным доказательствам. Таково единогласное мнение всех мусульманских учёных-салафов. Имам Ахмад передал и другое высказывание Ибн Аббаса: "Слова каждого из нас, кроме Пророка, могут быть приняты или отвергнуты". Следовать же самостоятельным мнениям учёных можно только в вопросах иджтихада, по которым нет достоверных текстов из Корана и Сунны. Конец цитаты.
Говорить о псевдосалафитах и опровергать их доктрину можно долго, но это не очень интересно. Для вайнахов да и, пожалуй, остальных мусульман бывшего Советского Союза всё это не ново, так как мы прекрасно знаем наших гэбэшных мулл с их постоянным "посланному Аллахом правителю надо подчиняться" и "у нас сил нет"... Опасность псевдосалафитов главным образом в том, что они рядятся в одежды Сунны, используют соответствующую терминологию, цитируют "салафитских" ученых от Ибн Таймиййи до Ибн Усаймина... Мы надеемся, что наша статья поможет братьям разоблачить псевдосалафитов на "ранних стадиях" и не поддаться на их пропаганду, а также хотим предостеречь от споров с ними, т.к. эти споры могут быть использованы и даже организованны различными спецслужбами для выявления противников, а Аллах повелел нам проявлять осторожность, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что война - это обман.
И хвала Аллаху, Господу миров
Зелимхан Мерджо
ИА "ХУНАФА"