«Если люди разногласят, то посмотри на чём ведущие Джихад…»

«Если люди разногласят, то посмотри на чём ведущие Джихад…»

Говорит шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах:

Во имя Аллаха Всемилостивого Милосердного.

К тому из верующих и мусульман к кому дошло это послание: Мир вам, Милость Аллаха и его благословение.

Мы хвалим Аллаха, который является единственным достойным для поклонения. И Он достоин похвалы и Он способный на любую вещь, и мы просим Его смилостивиться над лучшим Его созданием Его рабом Мухаммадом.

А затем:

Поистине Аллах выполнил свое обещание, и дал победу своему рабу и возвеличил его войска и нанес поражение партиям. Сказал Аллах: «Аллах вернул неверующих в ярости (или по причине их ярости), и они не обрели добра. Аллах избавил верующих от сражения. Аллах - Всесильный, Могущественный». Аль-Ахзаб 25.

Затем Аллах сообщает об окончании этого события (битва у рва), когда говорит: «Он вывел из крепостей тех людей Писания, которые помогали им (союзникам), и вселил в их сердца страх. Одну часть их вы убили, а другую взяли в плен. Он дал вам в наследство их землю, их дома, их имущество и землю, на которую вы даже не ступали. Аллах способен на всякую вещь». Аль-Ахзаб 26-27.

И поистине эта фитна, которой были испытаны мусульмане, выражающаяся в этом враге, сеющем нечестие (татары), вышедшие из шариата Ислама. Во время этой фитны произошло подобное тому, что произошло с мусульманами с их врагами во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в его походах, в которых Аллах ниспосылал свою книгу и испытал ими своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и верующих. Это является примером для того, кто надеется на Аллаха и Судный день.

Поистине тексты Корана и Сунны, которые являются источником призыва Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, включают в себя всех созданий со стороны слов и смысла (т.е. тексты Корана и Сунны не смотря на то, что были ниспосланы в отношении конкретных лиц и конкретных событий распространяются на всех тех, чьи действия подобны действиям тех, которые стали причиной ниспослания этих текстов). И обещания Аллаха в Его книге и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, включают в себя последних из этой уммы, также как они включают в себя первых из нее.

И сообщил нам Аллах о тех, кто были до нас для того, чтобы это было назиданием для нас. Для того чтобы мы уподобили (нашли сходство нашего состояния с их состоянием). Для того чтобы мы провели аналогию между последними и первыми общинами. И таким образом выявляется сходство между более поздними (во времени) верующими и между тем, на чем были более ранние верующие.

И выявится сходство между ранними и поздними неверными и мунафиками. Как сказал об этом Аллах, сообщив нам подробно об истории Юсуфа, мир ему, а затем обобщил истории других пророков, сказав: «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это - не вымышленный рассказ...». Юсуф 111. То есть все истории, упомянутые в Коране не являются подобием выдуманных лживых историй.

Сказал Всевышний Аллах, когда упомянул Фараона: «конецформыначалоформыТогда Аллах подверг его наказанию, как в Последней жизни, так и в первой жизни. конецформыначалоформыВоистину, в этом было назидание для тех, кто богобоязнен». Ан-Назиат 25-26

Также сказал в отношении нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его врагов во время Бадра и других сражений: «И было для вас знамение в двух группах, которые встретились; группа сражается на пути Аллаха, а другая неверная... Поистине в этом назидание для обладающих разумом». Семейство Имрана 13

Также сказал Аллах в отношении осады Бану Надыр: «И Он тот, кто вывел неверных из числа людей писания из их жилищ... Обратите внимание (возьмите в назидание), о обладающие разумом». Хашр (Собрание) 2. И приказал нам Аллах взять в назидание состояние тех, кто был до нас из этой общины. Упомянул Аллах в разных местах Его Книги о том, что Его Сунна (традиция) постоянна, постоянна и не прекращается.

Сказал Всевышний Аллах: «Если лицемеры и те, чьи сердца поражены недугом, и те, кто распространяет слухи в Медине, не перестанут, то Мы непременно поможем тебе одолеть их, и тогда они будут соседствовать с тобой здесь совсем недолго, будучи проклятыми. Где бы их ни обнаружили, их будут хватать и безжалостно убивать. Таково было установление Аллаха для тех, которые жили прежде, и ты не найдешь изменения в установлении Аллаха». Аль-Ахзаб 60-62.

Сказал Всевышний Аллах: «Если неверующие будут сражаться с вами, то они непременно обратятся вспять и затем не найдут ни покровителя, ни помощника. Таково установление Аллаха, которое уже свершалось ранее, и ты не найдешь замены установлению Аллаха». Аль-Фатх 22,23.

Сообщил Всевышний Аллах о том, что привычки (поведение) прошлых неверных такие же, как привычки (поведение) будущих неверных, поэтому необходимо для разумных людей взять в назидание традицию Аллаха в Его рабах, привычки и поведение прошедших общин, тем более (особенно) во время этого великого происшествия (нападение татар).

Сообщение, которое накрыло трепещущих и колеблющихся, разлетелось его зло во все концы исламского мира, фитна во время которой лицемерие вытащило свою голову, неверие обнажило свои когти, клещи и клыки. И опора Корана готова была упасть, вервь и мощь порваться и нечисть готова была распространиться в жилище верующих, и готова была исчезнуть религия по причине завоеваний этих гнусных татар.

И решили мунафики в этот момент и те, в чьих сердцах болезнь, что обещание Аллаха и Его Посланника лишь обольщение и то, что партия Аллаха и Его Посланника не вернется к своим семьям и это было разукрашено в их сердцах и они помышляли злые помыслы и были плохим народом.

Эта фитна опустилась: оставила рассудительного в растерянности, сделала трезвого человека пьяным, сделала умного человека по причине многочисленных наущений спящим и безрассудным, сердца знакомых и братьев перестали узнавать друг друга, отдалившись.

Занялся человек сам собой, забыв о спасении требующего помощи. Выделил Аллах в этой фитне обладающих рассудком (мудростью) и уверенностью от тех, в чьих сердцах болезнь и слабость веры. Поднял ею (фитной) некоторых на высшие ступени, также как опустил ею других на низшие ступени. Сделал ею искуплением для неправильных дел для других. Произошли во время этой фитны разные виды испытания, которые сделали ее маленьким судным днем.

Поистине люди разделились в этой фитне между счастливыми и несчастными,  как они разделятся в этот Обещанный день (Судный день). Убежал человек в этой фитне от своего брата, матери, отца. У каждого человека своя забота, которой он занят.

И был из людей в этой фитне тот, чье самое высокое стремление было спасти свою душу, не оборачиваясь на свое имущество, детей, супругу. Был среди них тот, у которого хватало решительности спасти свою семью и имущество. В этой фитне были испытания души, выявилось то, что было скрыто в них. Стало ясно в ней, что внешне фальшиво разукрашенные слова и дела, предают обладающего ими в самый нужный момент.

Стали порицать своих предводителей те, кто им подчинялся и они их заблудили. Так же как восхвалил своего Господа тот, кто был правдив в своей вере и взял путь с Пророком. Стала ясной в этой фитне победоносная группа, та которой не навредит тот, кто ей противостоит и оставляет без помощи, и так до Судного дня. В этой фитне люди разделились на три партии: партия, старающаяся в помощи религии, другая оставляющая ее без поддержки, третья вышедшая из партии ислама. Разделились люди на получивших воздаяние и грех, и это было разделяющим испытанием от Аллаха.

Сказал Всевышний: «Это происходит для того, чтобы Аллах воздал правдивым за их правдивость и наказал лицемеров, если Он пожелает этого, или принял их покаяния. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный» Аль-Ахзаб 24.

И назидание в этом великом событии состоит в том, что Аллах послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, с руководством и истинной религией для того, чтобы выявить ее над всеми религиями и узаконил для него джихад: в начале просто разрешенный, а затем обязательный.

Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам совершал военные походы в течении пребывания в Медине. В течении 10 лет больше 20 походов. Первый из них поход Бадр, а последний Табук. Ниспослал Аллах в первом его походе суру «Аль-Анфаль», а в последнем суру «Ат-Тауба» и соединил их в Коране для того, чтобы начало этого дела было похоже на конец.

Как сказал об этом правитель верующих Усман, когда был спрошен о соединение этих двух сур без разделения между ними словами «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного»:

«Сражения произошли в девяти походах из всех походов Посланника Аллаха. Первое было в походе Бадр, последнее в Хунайне и Тайф и Аллах ниспослал во время них своих ангелов, как об этом сообщил Коран. И поход Бадр был первым походом, в котором победили мусульмане главарей неверия. Аллах убил их знатных людей, и были захвачены в плен их предводители, несмотря на малочисленность мусульман и их слабость. Ведь их было чуть больше 300 и не было у них кроме 2-ух всадников. 

Их враг был в три раза больше по силе, в снаряжении, подготовке, кавалерии. Когда же в следующий год неверные отправились в поход против Медины, вышел к ним Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, с его сподвижниками числам в четыре раза меньше, чем противники, оставив свои семьи в Медине. 

Их не перевезли в другое место. В начале сражения преимущество было на стороне мусульман, затем перешло к неверным. Тогда большая часть мусульманского войска отступила, потерпев поражение кроме небольшой группы, оставшейся вокруг Посланника Аллаха. Некоторые из них были убиты, некоторые ранены. Неверные же, всеми силами старались убить Пророка. Они даже сломали ему зубы и разбили лоб, сбили шлем с его головы. В отношениях этих событий Аллах ниспослал часть суры «Али Имран». Начиная от Его слов:

«Вот ты покинул свою семью рано утром, чтобы расставить верующих по местам для сражения при Ухуде...» Али Имран 121, до Его слов: «Тех из вас, которые повернули назад в тот день, когда встретились два войска при Ухуде, сатана заставил их поскользнуться по причине некоторых их поступков. Аллах уже простил их, ведь Аллах - Прощающий, Выдержанный». Али Имран 155.

Также сказал Аллах:  «Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы убивали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь...». Али Иран 152.

И подобно этому состоянию было положение мусульман, когда они потерпели поражение в прошлом году (при наступлении татар). Поражение мусульман в прошедшем году было по причине явных грехов, явных ошибок, нечистых намерений, гордости, бахвальства и несправедливости, гнусных поступков, отстранения от законов Корана и Сунны, отстранение от постоянного соблюдения обязательств, предписанных Аллахом, несправедливых нападок на многих мусульман, которые находятся на земле аравийского полуострова и Рима.

Их враг (татары) вначале был доволен их мирными соглашениями и начинал входить в ислам. Был начинающим в имане и доверии, хотя и был отстраняющимся от большинства положений веры, поэтому по мудрости Аллаха и Милости Его к верующим Он испытал их тем, чем испытал. Для того чтобы очистить тех, кто уверовал для того, чтобы они склонились к Нему.

Для того чтобы выявилось из их врагов то, что выявилось из несправедливости, хитрости, нарушение договора, выхождения из шариата Ислама. Все это для того, чтобы у мусульман было то, что является причиной победы, покаяние, возвращение к Аллаху, осознание необходимости Его помощи и т.д. А в неверных появилась причина для Его мести над неверными.

В душах большинства воинов мусульман было много зла, так много, что если бы им была дана победа в это время и они в этом состоянии, это было бы причиной порчи их жизни настоящей и будущей, так же как победа мусульман в Бадре была милостью, поражение в Ухуде тоже было милостью. Ведь посланник Аллаха сказал:

«Не предопределяет Аллах для верующего предопределение, кроме как оно будет добром для него и не будет это ни для кого кроме как для верующего. Если его настигло добро, то он благодарит Аллах и это будет добром для него. Если же его постигло несчастие, то он терпит, это будет добром для него» Муслим 2999.

И если события, произошедшие с мусульманами в первом году (время нападения татар) похожи на происшествие Ухуда, то затем Аллах испытал мусульман битвой партий. Также как в этом году были испытаны верующие их врагом как были испытаны мусульмане с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в год Рва.

В походе партии, в отношении которой Аллах ниспослал суру «Аль-Ахзаб». Сура, включающая в себя события этого похода, в котором Аллах дал победу своему рабу и возвеличил свое верующие войско. Нанес поражение партиям, которые все собрались для него - без сражения. Однако по причине стойкости верующих перед их врагом.

И разделились люди во время этого похода, т.к. Всевышний Аллах с того момента как послал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и возвеличил его хиджрой и победой, с этого времени люди поделились на три группы: 1. Группа верующих, которые уверовали внешне и внутренне, 2. Группа неверных, которые явно выявили свое неверие, 3. Группа мунафиков - это те, которые уверовали внешне, но не внутренне.

Поэтому была начата сура аль-Бакара четырьмя аятами с описаниями верующих, двумя аятами с описаниями неверных и тринадцатью аятами с описанием мунафиков. И у каждой из этих сущностей (веры, неверия и лицемерия) свои основы и ответвления как на это указал Коран и Сунна.

Из лицемерия есть то, что является большим, и обладающий им будет в низких ступенях огня, как лицемерие Абдуллы ибн Салюля, которое выражается в выявлении отрицания части того, с чем пришел посланник Аллаха и считание его сообщений ложью.

Ненависть к нему, отсутствие убежденности обязательности следования за ним, радость в унижении его религии, нежелание ее победы и силы. Поэтому тот, кто описан этими описаниями не будет никем кроме, как врагом Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И этот вид людей существовал во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и не прекратил существование после него.

Более того, после него их намного больше, так как причин для веры во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были намного сильнее. И если, не смотря на их силу, лицемерие существовало, то  вероятность его существования в их отсутствии еще больше.

Также как Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, знал некоторых мунафиков, также он не знал других: «Из тех, кто вокруг вас из числа бедуинов - лицемеры и из жителей Медины, постоянны в лицемерии. Ты их не знаешь, Мы их знаем» Тауба 101.

Также как его халифы после него знали некоторых мунафиков и не знали других. И среди относящихся к Исламу в различных группах много лицемеров. Среди простонародья и знатной части общества. Их много среди относящихся к философам из числа звездочетов, во врачах, в писателях, однако меньше. Также они есть среди относящихся к суфизму и к фикху.

Также среди военных и амиров и в простонародии. Также в религиозных течениях, в нововведенцах, особенно в рафидитах. В них есть столько лицемерия, сколько нет среди других религиозных сект.

Эти мунафики в эти времена, многие из них склонились к государству татар, т.к. татары не обязывают их шариатом Ислама, однако оставляют их на том на чем они. И если некоторые из них убегают от татар, то по причине их гнусной славы, по причине того, что они захватывают имущество и безрассудны в проливании крови и братии в плен, однако они не убегают от них по причине религии. И это вид большого лицемерия (неверия).

Что касается маленького лицемерия, то это лицемерие в делах и подобное этому. Например, лгать в разговоре, нарушать обещания, предательство, из этого же раздела отстранение от джихада, т.к. это одно из качеств лицемеров. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Кто умер и не делал газават и не говорил себе о газавате, то умер на одной из степеней нифака" Муслим 1910.

И ниспослал Аллах суру «ат-Тауба», которая называется «Разоблачающая», потому что она разоблачает мунафиков. Привел аль-Бухари и Муслим от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Она разоблачающая, она не прекращала спускаться и в ней говорилось: «И среди них есть те, кто...», до тех пор, пока они подумали о том, что не остался никто кроме как был упомянут в ней».

Передается от Микдада аль-Асауд, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Эта сура «Расследование», так как она расследует то, что скрывают мунафики».

И эта сура была ниспослана по причине одного из походов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, газават Табук в девятом году хиджры, когда Ислам был возвеличен. Раскрыл Аллах в ней состояние лицемеров, описав их трусостью, оставлением джихада, жадностью расходования на пути Аллаха, жадностью к имуществу. И это две великие болезни: трусость и жадность. Поэтому они иногда могут быть из числа больших грехов, как на это указали слова Аллаха:

«Пусть не думают те, кто жадничает в отношении того, что им дал Аллах из Его милости, что это добро для них. Это зло для них. Они будут связаны (скручены) тем, чем жадничают в Судный день» Иран 180. «Тот кто в этот день повернет свою спину, кроме того, кто делает маневр или присоединяется к другой группе то, он вернулся с гневом от Аллаха и притянет его Ад» Аль-Анфаль 16.

Что же касается, описание их страхом и трусостью, то сказал Всевышний Аллах: «Они клянутся Аллахом, что они из вас, однако они не из вас, однако они боящийся народ. Если бы они нашли убежище или даже тесный вход они бы повернулись бы к нему в спешке» Тауба 56-57.

Сообщил Всевышний Аллах о том, что хоть они и клянутся, что они из верующих, но они не из них, однако они боятся врага.

Также слова Аллаха: «Когда же ясная сура, в которой упоминалось сражение, была ниспослана, ты увидел, что те, чьи сердца поражены недугом, смотрят на тебя взглядом потерявших сознание перед смертью...» Мухаммад 20

Сказал Всевышний Аллах: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми». Худжурат 15.

В этом аяте Аллах ограничил верующих в тех, кто уверовал и совершал джихад. Также сказал Всевышний Аллах: «Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы убивали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этот мир, и такие, которые желают Последнюю жизнь. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах снисходителен к верующим» Тауба 44-45.

В этих аятах сообщение от Аллаха о том, что верующие не спрашивают разрешения у Посланника Аллаха в оставлении джихада. И спрашивают только те, кто не верит. Как же тогда в отношении тех, кто оставляет джихад без разрешения?!!! И тот, кто поразмышляет над Кораном  найдет там много на эту тему.

Также сказал Аллах, описывая жадность мунафиков: «Тому, чтобы их пожертвования были приняты, мешает только то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, лениво совершают намаз и нехотя делают пожертвования» Тауба 54.

Это, что касается того, кто расходует ненавидя это, что же тогда сказать о том, кто оставил расходования полностью?! Сказал Всевышний Аллах в другом месте:

«О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников (аль-Ахбар) и монахов (ар-Рухбан) незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» этот аят включил в себя того, кто берет имущество не по праву, а также препятствует передачи его тем из людей, которые его достойны.

Так как «аль-Ахбар» это ученные, а «ар-Рухбан» это поклоняющиеся и сообщил Всевышний Аллах, что большинство из них едят имущество людей не по праву и отстраняют от пути Аллаха, т.е. отводят и препятствуют. И в эту часть аята входят все те, кто кушают не по праву имущество, как деньги из Байтуль-маль и подобное этому. Затем Он сказал:

«И те, которые  запасают золото и серебро и не расходуют на пути Аллаха», в смысл этого аята входит  тот, кто запасает без расходования обязательных расходов на пути Аллаха, и джихад является самым достойным делом наиболее близким к значению слов на пути Аллаха.

И если стали ясны некоторые смыслы слова «верующий» и «мунафик», то если человек прочитает суру «Аль-Ахзаб и узнает из хадисов, тафсира, фикха, сообщений о походах, что происходило тогда, когда была ниспослана эта сура. Затем принял в назидание, провел аналогию между теми событиями и этими (нападение татар), этот человек найдет подтверждение тому, о чем мы упомянули. Найдет то, что люди разделились в этих событиях на три группы, также как они разделились в тех. И если он это поймет, то развеется для него много шубухат (сомнений).

Начал Аллах эту суру со слов: «О пророк, бойся Аллаха и не подчиняйся неверным и лицемерам...» аль-Ахзаб 1, затем сказал: «Следуй тому, что внушается тебе в откровении от твоего Господа. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете. Уповай на Аллаха, и довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» аль-Ахзаб 2-3.

И приказал Аллах следовать за тем, что ему внушено из Корана и Сунны и чтобы он полагался на Аллаха. И если это обязательно во всей религии, то во время джихада тем более. Так как он нуждается в джихаде против неверных и мунафиков. И это не будет полноценным кроме как после сильной поддержки Аллаха. Поэтому джихад есть солб, самая высшая точка любых дел. Этот столб, высшая точка, включила в себя все благородные дела.

В нем есть высшая точка любви, как об этом упомянуто в слове Аллаха: «...Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые, будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих...» аль-Маида 54.

  

В джихаде высшая точка - терпение. Так как муджахид наиболее нуждающийся из людей в уповании и терпении. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали! Это - те, которые проявляют терпение и уповают только на своего Господа» ан-Нахль 41, 42.

Поэтому терпение и уверенность являются основой упования, которые являются обязательной причиной для имамата в религии, как на это указало слово Аллаха:

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» ас-Саджда 24, поэтому джихад является причиной для прямого руководства, которое охватывает все двери знаний. Как на это указало слово Аллаха:

«А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями» аль-Анкабут 69, в этом аяте Всевышний Аллах установил для верующего джихад руководством по всем Его путям.

Поэтому сказали два имама Абдуллах ибн Мубарак и Ахмад ибн Ханбаль и другие:

«Если люди разногласят в чем-то, посмотри на чем люди на границах (ведущее джихад моджахеды), ведь истина с ними, так как Всевышний Аллах сказал: «И те кто совершал джихад ради Нас Мы поведем его Нашими путями».

Из тафсира суры Аль-Ахзаб

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймия