2-4 апреля НАТО проведет саммит в Бухаресте, и представители блока пригласили на встречу своего самого ярого критика - президента России Владимира Путина, который будет присутствовать на подобном мероприятии впервые с 2002 года. И хотя приезд Путина станет обузой для НАТО, еще большим позором он обернется для России, пишет The Guardian.
На саммите в столице недавно вошедшей в альянс Румынии будут обсуждаться два основных вопроса: приглашать ли в НАТО Албанию, Хорватию и Македонию, а также дать ли возможность Украине и Грузии начать реализацию так называемого плана действий по вступлению (в НАТО), и эти вопросы следует решать членам НАТО, а не сторонним государствам, подчеркивает издание.
В феврале 2007 года Путин, выступая с речью в Мюнхене, сказал: "Думаю, очевидно: процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия". Таким образом, отношение Путина к НАТО очевидно - он намерен шокировать собравшихся на саммите, попытавшись запугать бывших советских вассалов, полагает британская газета.
Столь агрессивная позиция президента выгодна внешней политике страны лишь до определенного момента - а Путин уже давно миновал эту веху: первоначально он показал себя способным дипломатом, умеющим находить общий язык с партнерами, однако после мюнхенской речи Запад стал все более сплачиваться против России, продолжает газета.
9 мая 2007 года, в выступлении, посвященном победе России во Второй мировой войне, Путин сравнил США с нацистской Германией. "Мы не вправе забывать: причины всякой войны нужно прежде всего искать в ошибках и просчетах мирного времени, а их корни - в идеологии конфронтации и экстремизма", - напоминает британское издание слова российского лидера. - Тем более что и в наши дни таких угроз не становится меньше. Они лишь трансформируются, меняют свое обличье. И в этих новых угрозах, как и во времена "третьего рейха", все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат".
По мнению The Guardian, серьезные политики не говорят подобные вещи, это свойственно лишь немногочисленным друзьям Путина - президенту Венесуэлы Уго Чавесу, иранскому лидеру Махмуду Ахмади Нежаду и белорусскому президенту Александру Лукашенко. В самой России растут опасения, что Путин вредит интересам страны, оскорбляя и запугивая всех подряд: он изолирует Россию, ставя ее в один ряд с государствами-изгоями, и, что еще хуже, он мало чего добился, указывает издание.
Оно напоминает, что Путин, став президентом в 2000 году, назвал своим главным внешнеполитическим приоритетом вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), и достичь этой цели ему не удалось. Внешняя политика России сосредоточена на интересах находящихся под контролем государства корпораций, в частности "Газпрома", который заключил со многими странами монопольные соглашения на поставки. Судя по всему, главная цель внешней политики РФ - доить российские государственные компании на пользу кремлевским чиновникам, полагает британская газета.
Кроме того, по ее мнению, внешняя политика Путина явно направлена на поощрение популистского шовинизма. Нападки на иностранцев могут, конечно, усилить его авторитарный режим, но за это тоже придется платить: агрессивная тактика Путина отпугивает не только США и Европу, но и все бывшие республики СССР, и многие пытаются оградить себя от российских капризов - например, ищут альтернативные источники энергетических поставок.
В каком-то смысле Россия при Путине улучшила связи с Китаем, однако за это пришлось признать претензии Пекина на два спорных острова, за которые страны сражались в 1969 году. Однако Китай также опасается Путина и стремится к сближению с лидерами бывших советских республик - например, с премьером Украины Юлией Тимошенко, указывает The Guardian.
В начале 1990-х многие представители Запада и россияне хотели, чтобы Россия стала полноправным членом Европейского союза и НАТО с условием, что страна превратится в полноценную демократию. К несчастью, Запад не сделал Москве подобного предложения, и российская демократия сбилась с пути. Но Россия - не враг Западу, и ей следует дать еще один шанс, однако лишь после того, как уйдет Путин, резюмирует британское издание.
КЦ