Литвиненко умер

24 ноября 2006 в 07:45
Литвиненко умер

В ближайшие часы будет обнародовано заявление Александра Литвиненко, надиктованное им за 2 дня до смерти. Об этом заявил его друг Александр Гольдфарб – глава Фонда гражданских свобод. По его словам, сейчас это заявление находится у адвоката Литвиненко.

 

Александр Литвиненко, бывший офицер ФСБ, бежавший несколько лет назад в Англию, скончался в четверг вечером в Лондоне. Об этом сообщили представители клиники Университетского колледжа Лондона (UCH), где проходил лечение Александр Литвиненко последние три недели до момента смерти.

 

В официальном заявлении клиники говорится: «С сожалением вынуждены сообщить, что в 21:21 23 ноября 2006 года Александр Литвиненко скончался».

 

В заявлении отмечается, что «врачи сделали все возможное, чтобы спасти жизнь 43-летнего Литвиненко. Лондонская полиция заявила, что «ведет расследование случившегося и рассматривает эту смерть как необъяснимую».

 

При поступлении в больницу 17 ноября в пятницу полковник ФСБ «был серьезно болен, и медики клиники сделали все зависящее от них, чтобы спасти ему жизнь».

 

Вечером в воскресенье его перевели в отделение интенсивной терапии для более тщательного наблюдения и экстренной помощи, которая ему потребовалась, говорится в заявлении, которое приводит SkyNews.

 

«Были испробованы все способы для установления причины его состояния и в настоящее время расследованием этого дела занимаются детективы Скотланд-Ярда, — отмечается в сообщении больницы. — И именно поэтому в дальнейшем мы не будем давать какие-либо комментарии по этому делу». Медики выражают соболезнование семье умершего.

 

После того, как на прошлой неделе лондонские врачи установили, что причиной его заболевания стал яд, к расследованию обстоятельств его отравления подключились сотрудники антитеррористического подразделения британской полиции.

 

Западные СМИ приводят реакцию представителя российской делегации на саммите ЕС-Россия в Хельсинки, который назвал произошедшее «человеческой трагедией».

 

«Человек был отравлен, однако обвинения в адрес Кремля по этому поводу просто невероятны и слишком глупы, чтобы их комментировал кто-то с российской стороны», — сказал он в четверг вечером, еще до того, как стало известно о смерти Литвиненко.

Напомним, что в ночь с 22 на 23 ноября состояние Литвиненко резко ухудшилось.

 

«Состояние господина Литвиненко ночью ухудшилось. Сейчас он в тяжелом состоянии находится в реанимационном отделении», — говорилось в сообщении больницы Юниверсити Колледж в Лондоне, передает BBC.

 

«У Литвиненко катастрофически упало давление и, возможно, была остановка сердца», — рассказал его друг Гольдфарб, ездивший в клинику накануне. В больницу была срочно вызвана жена бывшего офицера ФСБ.

 

Гольдфарб добавил, «что тот тает прямо у нас на глазах и врачи не знают, как его спасти». «Он очень устал, он почти не может общаться. Свет раздражает его. Он очень похудел. Он то приходит в сознание, то снова засыпает, держа за руку свою жену», — рассказал адвокат.

 

Западные СМИ сообщили, что рентгеновское обследование Литвиненко выявило три небольших плотных предмета в его пищеварительном тракте, сообщил источник в больнице. Их расположение в желудке и кишечнике указывало на то, что они были проглочены. Один из них, возможно был, поврежден.

 

Отметим, однако, что эти три плотных скопления могут вообще ничего не означать. Например, если Литвиненко болел какой-либо инфекционной болезнью, тем же гриппом, два месяца назад и принимал антибиотики, то это могли быть остатки антибиотиков в кишечнике. Они выводятся несколько месяцев. Если ему давали антибиотики в предыдущей больнице, так как там у него нашли какой-то микроб, то эти плотные скопления в кишечнике были, скорее всего, остатками антибиотика.

 

Врачи интенсивной терапии в свою очередь предположили, что это таблетки не антибиотика, а химического средства против отравления таллием.

 

На смерть Литвиненко был обречен с самого начала после поражения костного мозга.

 

С самого начала аналитики «Кавказ-Центра» были не согласны с мнением главного лечащего врача Литвиненко, профессора Генри, давшему ему шанс на выживание 50:50. У больного полностью был поражен костный мозг. Не функционировала иммунная система. Нужна была пересадка костного мозга. Но, во-первых, в возрасте после 40 ее никто не делает. Она бесполезна. Больной просто не переживет операцию.

 

Во-вторых, профессор Генри обосновывал его шансы на выживание 50:50 тем, что Литвиненко был здоровый и сильный. Но это все в прошлом. Литвиненко предельно ослаб и у него были поражены все органы. Сам профессор Генри ранее лечил 6 больных с отравлением таллием. Однако он только токсиколог, а не радиолог или гематолог и не имел дело с больными, пораженными радиацией.

 

Хотя дело Литвиненко получило максимально возможное освещение в западной прессе, о его шансах на выживание не высказался на страницах газет ни один врач на западе (в российских один врач написал какие-то азбучные истины, как лечить отравленных таллием), как всегда делается в таких случаях. Это означает только то, что ничего утешительного врачи сказать не могли с самого начала, а негативные новости не хотели сообщать пресса, видимо, чтобы лишний раз не портить отношения с «другом и партнером» Путиным.

 

О том, что дело идет к смерти косвенно подтвердила и больница, в которой находился Литвиненко. С 22 ноября она приступила в выпуску бюллетеней о состоянии больного, предназначенных для представителей в прессе.

 

Тем не менее, консультант больнице, в которой находился Литвиненко, доктор Амит Натвани, заявил вечером 21 ноября, что мало вероятно, что Литвиненко отравили таллием.

 

«Нужны дальнейшие исследования, чтобы установить причину состояния Литвиненко», поведал консультант, как сообщило ранее английское ИА National News, отметив, что уголовное дело в отношении отравления Литвиненко было открыто только после того, как главврач профессор Генри сообщил полиции, что Литвиненко был отравлен таллием.

 

Со своей стороны, американское ИА «Фокс-Ньюз» подала ту же новость следующим образом: в заголовке оно указало «врачи считают», что Литвиненко не был отравлен таллием, а в самом тексте сообщила, что «больница считает», что он не был отравлен таллием.

 

АР со своей стороны, сообщила фамилию «консультанта», указав, что он входит в группу врачей, лечащих Литвиненко. «Консультант» поведал, что «содержания таллия в организме Литвиненко меньше того, что мы ожидали». В своем сообщении АР также указывает, что «врачи» сомневаются» и «больница» полагает, хотя речь идет только о личном мнении одного человека.

 

АР также указало, что полиция заявила, что будет продолжать расследование и охрана Литвиненко в больнице не снята.

 

Многие мелкие американские СМИ передали ту же новость под заголовками «Литвиненко, возможно, не отравили».

 

Почти все российские СМИ, те из них, которые вообще что-то пишут о деле Литвиненко, охотно подхватили эту приятную для репутации России новость и уже от себя добавили, что Литвиненко скорее всего отравился недоброкачественной пищей в японском ресторане. По сообщениям английских СМИ, которые не были перепечатаны ни одним российским изданиям, полиция в субботу побывала в этом ресторане и допросила его директора. Директор указал, что ежедневно ресторан в центре Лондона посещает около 8000 человек. Никто из них, кроме Литвиненко, ничем не отравился.

 

Между тем, ни для кого не секрет, что ФСБ интересуется ресторанами, которые посещают эмигранты, в целях их возможного отравления.

 

В связи с тем, что Литвиненко почувствовал, что он отравлен после посещения японского ресторана на Пикадилли в Лондоне, Рейтер опросил владельцев русских ресторанов, которые могут посещать неугодные Путину лица, досаждают ли им русские террористы?

 

Бывшая хозяйка русского ресторана «Потемкин» на Кленкервелл-роуд Елена Гетман сообщил корреспонденту, что в 2003 году в ее ресторан заявилась банда фээсбешников, открыто представившись, что они из ФСБ, и учинила ей допрос, посещает ли ее ресторан Березовский. Когда она сообщила потенциальным убийцам, что нет, чекисты удалились

 

Между тем, итальянский сенатор Гуццанти, выступивший в Риме на общей пресс-конференции с Мрио Скарамелла, сообщил, что Литвиненко отравили из-за чеченцев.

 

Наиболее интересным местом на пресс-конференции в Риме 21 ноября было заявление Марио Скарамелла, что год назад Литвиненко помог предотвратить покушение на итальянского сенатора Паоло Гуццани, занимающегося расследованием преступлений КГБ в Италии. Тогда, благодаря помощи Литвиненко, было арестовано 6 украинцев, сообщает «Таймс».

 

Фокс-Ньюз уточнило, что украинцы переправляли оружие из России в Италию. По информации, полученной от Литвиненко, они были арестованы итальянской спецслужбой около Терарно с поличным. В полых Библиях при них были найдены мощные гранаты, способные уничтожить танк. Один из восточноевропейцев собирался с их помощью совершить покушение.

 

Журналистов полиция пригласила на пресс-конференцию по сотовым телефонам, указав тайное место. Скарамелла пришел в сопровождении 4 охранников. Выступивший также на пресс-конференции сенатор Гуццанти подтвердил, что покушение на Литвиненко было произведено ФСБ. «Для них он предатель, помогающий чеченцам», цитирует сенатора АР

 

Скарамелла отметил, что у них с Литвиненко есть тайный источник в России. Группа из Петербурга планирует покушение на русских в Англии и в Италии. Факсы переданы английской полиции, но из всего списка Скарамелла назвал только свою фамилию, Литвиненко, и сенатора Гуццанти. Скарамелла получил два факса с подробностями и именами. «Группа очень опасная», отметил итальянец, характеризующий свою профессиональную деятельность как «консультант по вопросам обороны».

 

Скарамелла заявил, что с этими факсами отправился в Лондон посоветоваться с Литвиненко, с которым он встретился в их обычном месте в ресторане. Литвиненко сказал, что информация ненадежная. Они договорились продолжить разговор на следующий день, но Литвиненко был отравлен. Отравление Литвиненко Скарамелла назвал политическим убийством.

 

Он отметил, что в России «русская мафия» тесно переплетена с ФСБ и СВР, и все это представляет собой единой целое.

 

Отметим, что вся вышеприведенная информация не появилась в российских СМИ.

 

В связи с информационной полублокадой по делу Литвиненко в России, корреспондент лондонской газеты «Тайм» в Москве указал, что редакторы российских газет сообщили ему, что они не дают фактически никакой информации о деле Литвиненко, потому что «русским читателям она не интересна». Если поверить этому «объяснению, то это, наверное, первый в истории России случай, когда русские не интересуются «подвигами разведчиков в тылу врага».

 

22 ноября интервью BBC в среду Скарамелла уточнил свои заявления на пресс-конференции в Риме и отдельно указал, что он считает, что его жизни ФСБ не угрожает, потому что он не так хорошо информирован, как Литвиненко, и маловероятно, что он будет «главной целью».

 

Относительно отравления Литвиненко Скарамелла в интервью заявил:

 

«Мы очень хорошо знаем, кто враги Литвиненко. Долгие годы мы работали над тем, чтобы выявить связь между русской мафией и некоторыми высокопоставленными коррумпированными чиновниками в русском правительстве. Я могу только предположить, что люди, против которых он работал,…могут быть заинтересованы в нападении на него. Качество его работы, уровень экспертизы этого человека такие высокие, что он может действительно представлять для них угрозу».

 

Далее Скарамелла отметил, что угроза исходит от «организованной преступности в Петербурге, которая, возможно, действует по заданию правительства России», не упомянув, зачем вообще нужен русской мафии Литвиненко, а если ФСБ нанимает киллеров из русской мафии, то это преступление ФСБ, но никак не мафии.

 

Он также не сказал ни слова о том, с какой целью он неоднократно посещал логово ФСБ в Москве и ни словом не обмолвился о замдиректоре ФСБ Колмогорове, который, по словам Литвиненко, является его личным другом и партнером. По вопросу о Колмогорове, кстати, в западных СМИ царит полная информационная блокада. Ни одно западное СМИ не упомянуло его имени и о связях с ним Скарамеллы.

 

То, что русская мафия — филиал ФСБ, широко известно из полицейских отчетов различных стран, в частности, из недавно опубликованного отчета полиции Чехии.

 

При этом, в свою очередь деятельность западных спецслужб сейчас настолько тесно переплетена с преступлениями ФСБ, СВР и ГРУ, что невозможно понять, кто там есть кто. Они уже давно не «враги» (если таковыми вообще когда-либо были), а официальные и неофициальные «партнеры». При этом, естественно, маловероятно, что такой известный человек в Италии, как Скарамелла, будет лично подливать ему из склянки в тарелку супа раствор соли радиоактивного калия.

 

Тем временем, потенциальные жертвы сотрудничества западных спецслужб с русскими убийцами, террористами и шпионами прокомментировали отравление Литвиненко в интервью газете «Тайм». Как сообщает немецкое агентство ДПА, они сказали:

 

«Ни один западный руководитель не возражал против разрешения Путиным проводить своим спецслужбам «спецоперации» заграницей. Атака на Сашу — прямой результат этого попустительства», заявил Ахмед Закаев.

 

«А что я могу сделать? Они всегда могут меня застрелить. Но русская община в этой стране небольшая. Мы все знаем друг друга», заявил двойной агент Гордиевский, которого английская спецслужба вывезла в 1985 году из СССР.

 

«Это возвращение эпохи КГБ с местью. Александр Литвиненко стал первой жертвой. Но он не будет последней», сказал известный советский диссидент Владимир Буковский.

Тем временем агентство Чеченпресс сообщает, что незадолго перед смертью Александр Литвиненко принял Ислам.

 

«Некоторое время назад Литвиненко принял Ислам, перед смертью над ним были совершены все мусульманские обряды, специально приглашенный мулла прочитал над умирающим Литвиненко суру «Ясин», — сообщает агентство.

 

Также сообщается, что Литвиненко будет похоронен мусульманском кладбище.


Дмитрий Орлов

КЦ