Путин как Плутон

Путин как Плутон

Апрель-май - в это исторически краткое время произошел примечательный внешнеполитический разворот России и резонно спросить: чем он вызван?

«Прежняя парадигма безвозвратно ушла в прошлое, и пора приступать к выработке новой» - отвечает Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги. Его статья «Россия покидает орбиту Запада» опубликована в солидном американском журнале "Foreign Affairs" (23 июня 2006) и в английской версии смотрится почти как солидный анализ. Впрочем, так же смотрелись статьи брежневского агитпропа. В них ведь не передашь феерию «сосисек сраных»...

Увы, ответ Дмитрия Тренина только запускает цепную реакцию вопросов, ключевым из которых является: почему «парадигма ушла»? И: куда ушла?

Российские пропагандисты, от советских отличающиеся в той мере, в какой российский гимн отличается от советского, пытаются указать на некие глобальные метаморфозы, вызвавшие воистину космический сдвиг: «До недавних пор Россия считала, что в западной 'солнечной системе' она играет роль Плутона - то есть находится весьма далеко от центра, но является неотъемлемой частью всей 'конструкции'. Теперь она вообще перешла на другую орбиту: российские лидеры оставили надежду на то, что страна может стать частью Запада и приступили к созданию собственной системы, вращающейся вокруг Москвы» (там же).

На самом деле «изменение» одно - скачок цен на нефть (газ). Точка.

Между тем, сравнение России с Плутоном - яркое фрейдистское откровение бывшего офицера связи Группы Советских Войск в Германии. Плутократия - такая же суть современной России, какой прежде была партократия. Плутон - в прямом смысле этого слова - ОТМОРОЖЕННАЯ планета, и даже не планета, а «планетоид». Все эти данные как нельзя лучше характеризуют сегодняшнюю Россию.

Если кусок льда с эксцентрической орбитой, коим является планетоид Плутон, возомнит себя новым Солнцем, как прикажете такое явление величать? А как воспринимать желание Москвы стать неким мировым центром, в то время как этот «центр» экс-центричен?!

Отпилив от бешеных нефтедолларовых брикетов, падающих с неба на неокрепшие головы плутократического постсоветизма, этот плут может купить в американском журнале страницу или две, хоть весь журнал или всю футбольную команду - на правах рекламы. Купить расположение к себе намного труднее. Во всяком случае, намного дороже.

Купить смысл нельзя.

То, что этот отпиленный кусок не вымирающему населению выделяется, а внешней агитации и пропаганде - тоже характерный клинический симптом. Только кого хочет новорусский агитпроп охмурить? Запад, для которого важнее цифра (700 тыс., например), а не слово? Собственный народ, в немом холопстве которого слишком много хитрованного цинизма, чтобы верить властной туфте, и вообще верить? Товарищей Шредеров-Хаммеров?

Не понятно...

Итак, что вызвало маниакальный криз Кремля, с которым он вышел на мировую арену, то ли попугать, то ли посмешить почтенную публику? Причина на самом деле была. Это - провал демократии в отдельно взятой стране. Провал впечатляющий как поворот сибирских рек. Как торжество идей марксизма-ленинизма. Как кукурузная мечта тов. Хрущева догнать и перегнать.

В первой части предложения Дмитрия Тренина гнездится страшная правда - «российские лидеры оставили надежду на то, что страна может стать частью Запада». Вторая часть (Плутон - центр вселенной), однако, говорит о заболевании.

Но не в утерянной «надежде» бедных российских лидеров суть, а в том, что эти лидеры лишили надежды на демократическое процветание российский народ. И тем совершили тягчайшее преступление. «Надежда» лидеров известна - как бы кресло под собой сохранить да доступ к богатствам недр страны гарантировать. И данный эксцентрический «разворот» в прошлое кремлевского руководства есть не что иное, как стремление сохранить кресло после 2008 года. Не разворот это вовсе, не новизна какая, и не сенсация, а рутина любого авторитаризма, который ради власти маму продаст, не то что родину-мать.

В России провалился демократический эксперимент, как ранее провалился коммунистический. В стране не закрепился ни одни принцип свободы и демократии, ничего не произросло из зерен-надежд на освобождение личности и общества, на раскрытие и мобилизацию народных сил и талантов. Одни сорняки развелись. Воровать - не предпринимательство, и брать взятки - не новация. Но только эти плутократические «институции» закрепились и взошли на русской почве.

Можно до упора искать ответа на извечный вопрос «кто виноват?» (он народу и партии давно известен!) - но нельзя не видеть очевидного факта: Россия и Демократия - две вещи несовместные.

Когда четыре российских дипломата взяты в заложники в Ираке, а новости начинаются с рекламы Путина и его Медведева - это нонсенс.

Когда в очередной раз в Москве и Питере на улице убивают иностранцев, а новости начинаются с московских и питерских лубков - это не новости вовсе, а старости, и мерзости.

Когда вечерние новости на главном - Первом - телеканале страны начинаются с 20-минутного селекторного совещания президента и его «преемника» (!?) на тему «вестей с полей» и «выполнения пятилетки («нацпроекта»)» - мы можем лишь констатировать остановку сердца у больного. В тот же день, кстати, был убит террорист номер два и все мировые СМИ начинали новости с этой новости. А Россия - с селекторного совещания...

В этот момент недопланета Путин-Плутон мчалась куда-то в вакуумную черноту дальше и дальше от Солнца и Солнечной системы, куда-то навстречу собственному советскому прошлому. Именно тут происходил соскок с той орбиты, которая сближала Россию с мировой Демократией, эвфемизмом которой является «Запад», и нечего на зеркало пенять.

Сознательно или (и) бессознательно Россия, т.е. власть и народ, шаг за шагом, словом и делом, отвергала демократию - в итоге оказалась на последнем месте в демократическом списке: в России нет «свободного рынка», нет «гражданского общества», нет «НПО», нет «власти закона», нет «политического плюрализма», нет «свободы слова», нет «уважения свобод, прав и достоинства человеческой личности», нет «разделения властей», нет «правового сознания» и «независимого суда», нет «свободных выборов» и «передачи власти». Нет ни единого признака демократии, в современном - западном - а не ханьском ее понимании.

Путин пришел к власти путем назначения его Ельциным, т.е. как ставленник Семьи. Теперь сам Путин хочет назначить «преемника» и приглашает нас смотреть дешевый сериал «Моя семья» (История легитимности). Вся эта старая дворцовая, ЦК-ЧКистская маета выдается за новую российскую политику. Едва прикрашенное и позолоченное чучело «демократического централизма» выдается за «вертикаль власти» - «китайская модель» российской демократии. Мелкая крысиная грызня за кресло и кормушку выдается за планетарных размахов идеологическую, геополитическую битву. За новую «холодную войну»! На самом деле битвы нет, войны нет, и быть не может: после выборов 2008 года Парадигма вернется, на брюхе переплывет Атлантический океан. И все вернется на свои места, сиречь свои «орбиты».

Но если с российской «элитой» все диагностически ясно, то неясно зачем российскому народу вся эта плутовская эксцентрика? Не стать «частью Запада» для народа адекватно приговору «не стать богатым и здоровым», остаться вечным изгоем человечества, жить как при Сталине и Брежневе, т.е. жить презренным совком, коим некие баре-бояре в погонах и без, нарывают себе золотишко.

Может ли народ смириться с подобной ролью? Может ли талантливый и образованный российский народ оставаться безучастным зрителем того, как власть крутится и вертится, совершает кульбиты, отбрасывающие Россию на мировую обочину?

Согласен ли народ с диагнозом «паралич демократии», «смерть свободы»? «Гибель мечты о процветании»? Этот народ уже не понаслышке знает, что такое свобода, демократия, - что в них хорошо, а что плохо. Я не думаю, что русский народ идентичен китайскому в перцепции ценностей современного мирового авангарда. Многие уже пожили и поработали на Западе, у многих дети там учатся, подавая пример родителям. Многие там свои капиталы наживают и хранят.

Когда Дмитрий Тренин с артистической легкостью сообщает о том, что «Россия не стала частью Запада», я думаю, он должен сверить свои настроения с общественным - так ли легка эта легкость? Разделяет ли российский гражданин ориентацию Кремля на представление себя плутовским «мировым центром», коим семь десятилетий представлялся коммунистический Кремль?

Не думаю.

Россия с момента провозглашенной (но не совершенной!) десоветизации НИЧЕГО не произвела, кроме надежды на свободу и мечты демократического процветания. Отказываясь от этой надежды Москва из Третьего Рима быстро превращается в Третий Мир.

Надо четко понимать: Кремль в своих играх заигрывается. Он просто накликает народную революцию, которая в России долго запрягает, но потом быстро бежит.

Кому нужны очередные бредни об «особом пути» России? В чем эта особость, эта несуществующая стать? Даже в производстве нефти она вторая после королевства Саудовской Аравии... Кому нужна конфронтация России с миром, с возвратом песен о «враждебном окружении», «происках врага» и гримасой обиженного неандертальца?

Народ в России живет хуже племен ряда африканских стран. Он вымирает физически и растлевается духовно. Разрыв между «богатыми» (какими геройствами?) и среднестатистическим экономическим уровнем российского гражданина страшен; Россия сегодня воплотила в жизнь анекдотическое пропагандистское клише советских времен о «городе контрастов». В России - творческий упадок, нигилизм, цинизм, дезориентация. Мизерный «средний класс» всецело ориентирован на Запад и если его от западного субстрата оторвать, он исчезнет как класс. Даже не понятно, что хуже: «чернуха» начала 90-х или нынешняя «желтуха» - желтизна во всем, включая церковную литургию.

Россия не может возвратиться назад в советизм, как не может взрослый человек залезть в люльку. Она погибнет, распадется - и территориально, и морально.

Вот что сулит на первый взгляд такой молодцеватый взбрык Кремля на международной арене. Никто извне не собирается нападать на Россию, даже могучая Грузия. А вот изнутри ... Угроза распада России намного больше, чем власть рисует. Утопить в крови Чечню - это не решение проблемы, чеченизация России - реальный сценарий при маниакальном и серийном «центризме» Москвы. Тут даже падения цен на нефть ждать не надо: отрезая и отбрасывая ломоть демократической ориентации, власть оскопляет себя, делает себя ненужным и раздражающим атрибутом общественной жизни, как все нафталинные диктатуры и засиженные мухами портреты Брежнева в местном сельпо.

До сих пор худо-бедно кремлевские лидеры обращались к народу с демократической жестикуляцией, с идеологией превращения его в составную часть развитого человечества, т.е., простите, с демократической идеологией. Хотя бы подспудно верилось в то, что Россия идет в том направлении, где находятся процветающие общества (это не Центральная Азия). Кастрированный путинизм чем собирается народ завлечь - призывом рожать? Хорошее поле для анекдотов, но не для общественного самосознания. Как и сколько рожать народ без указания сверху решит, пусть только на верхах прекратят безудержное воровство, вранье и предательство интересов народа, в данном случае его демократических - прозападных! - интересов.

«Запад должен переосмыслить принципы своего подхода к России» - пишет Дмитрий Тренин и я с ним полностью согласен. Но Запад не согласен. Он не хочет ничего «переосмысливать» и даже просто «мыслить» в означенном направлении.

Западу в принципе наплевать на мозжечковые проблемы российской ориентации. Они тебе и колыбельную песенку споют и погребальную. Западу сбрендивший на почве нефтяного «иглоукалывания» колосс на глиняных (газовых!) ногах - хороший партнер, пардон, сырьевой «гуд бой». Ему пятнадцатая экономика в мире - не конкурент и не угроза, а 60-ый уровень жизни - не интерес. И 160-я автократия - не бельмо на глазу, даже не прыщ на носу. Так, планетоид, заблудившийся в собственных пьяных путях... новый Уго Чавес и Махмуд-Ахмад... Много думает Запад как приседать перед очередным петрополистическим Петрушкой?

В проигрыше остается только российский народ. Его лишают надежды.

...Я помню как на второй день эмиграции, в Вене, 12 июля 1987 года, я вышел на улицу и забрел на тихий и уютный венский базарчик. Я был только после Пермского политлагеря и краски мира резали глаз.

Я помню, как увидел горы невероятно красивых плодов, мясные и рыбные ряды, изобилие и роскошь земного дара. И тут я понял, что все предыдущие 30 лет меня попросту обворовывали, меня круто околпачивали какие-то пропагандистские Тренины. Мне рисовали химеры, а реальное благополучие, а искомое процветание было тут, в Вене. Тут, в стихии свободы, что есть залог любых земных даров.

Я плакал, потому что реальность была слишком беспощадна. Я плакал как человек, у которого украли что-то драгоценное, важное и нужное ему, часть его самого.

Я бы не хотел, чтобы подобное еще и еще раз повторялось с народом, частью которого я являюсь. Как являюсь частью Запада. И Солнечной системы.

Тенгиз Гудава

С разрешения автора - Отдел сотрудничества и СМИ

Кавказ-Центр