США намерены свергнуть исламское правительство Ирана независимо от того, разрешится ли кризис вокруг ядерной программы страны, заявил вчера главный переговорщик Ирана по атомным вопросам Али Лариджани. Враждебность США в отношении Ирана укоренилась очень глубоко, заявил Лариджани в интервью The Guardian. "Ядерный вопрос – это лишь предлог. Если бы не это ядерное досье, они нашли бы что-то другое".
Компромиссный пакет, предложенный Западом для выхода из тупика по иранской ядерной деятельности, равноценен "проповеди", сказал он, отвергнув прямое требование президента США Джорджа Буша, сделанное на этой неделе, чтобы Иран остановил обогащение урана полностью.
"Если они хотят сделать это предварительным условием, то тогда зачем мы вообще ведем переговоры? Буш как математик. Когда решить уравнение становится сложно, он предпочитает просто стереть его с доски: Давление, которое они оказывают на нас, дает нам основания сохранять подозрительность".
В заявлениях Лариджани прозвучала его самая негативная оценка пакета предложений с момента их обнародования 6 июня, что заставляет предположить, что быстрое разрешение ситуации маловероятно. Дипломаты указывают, что Ирану, по сути, указали на крайний срок – саммит G8 в Санкт-Петербурге в середине июля, до начала которого он должен дать формальный ответ.
Однако Лариджани сказал, что Иран представит объемные и детализированные контрпредложения только тогда, когда будет готов это сделать, хотя комитеты экспертов "работают (над ними) круглые сутки". В правительстве развернулись дебаты с аятоллами, придерживающимися жесткой линии, которые призывают к категорическому отказу от идей Запада, а некоторые чиновники указывают на их позитивные аспекты.
Лариджани, бывший замглавы иранской Республиканской гвардии, является самой влиятельной политической фигурой в стране после президента Махмуда Ахмадинежада и подчиняется напрямую верховному лидеру Али Хаменеи. Как председатель Верховного национального совета по безопасности, он контролирует стратегию безопасности и обороны.
Лариджани заявил, что американская политика на Ближнем Востоке от Ирака до Палестины глубоко дестабилизирует регион и уже осложнила усилия по достижению соглашения. "Если они продолжат идти по тому же пути, цена на нефть взлетит высоко вверх, и это укрепит нашу решимость. Они хотят разжечь в регионе пожар. Американская стратегия – это применять силу для обеспечения своих интересов".
Он также обвинил во многих проблемах региона Израиль. "Я думаю, те люди, кто консультирует ЦРУ, – это сионисты. Они толкают американцев в болото войны".
Он опроверг сообщения о том, что в случае атаки или введения санкций ООН Иран планирует блокировать маршруты экспорта нефти через пролив Хормуз в Персидском заливе. Однако он предупредил, что, если СБ ООН примет решение о враждебных действиях в отношении Ирана, Иран "пересмотрит свои отношения" с МАГАТЭ. Это может положить конец и без того ограниченным инспекциям ООН на ядерные объекты в Натанзе и Исфахане.
Лариджани сказал, что по телефону он поддерживает постоянный контакт с комиссаром ЕС по внешней политике Хавьером Соланой. Тем самым он противопоставил диалог Ирана с европейцами отсутствию контактов с администрацией Буша. Однако он предложил Белому дому переговоры в том случае, если американская политика изменится. "Мы должны отмести в сторону вопрос о санкциях и отказаться от этих разговоров о смене режима. Вот чего мы хотим. И если американцы изменят свое поведение в регионе, изменят свою стратегию, я уверяю вас, что разговор по телефону не будет представлять серьезной проблемы".
Лариджани критично отозвался о попытках США содействовать демократии в Иране. "Они говорили, что хотели превратить Ирак в маяк демократии. В итоге из всего этого предприятия получились "Абу-Грейб" и зверства, которые совершались каждый день. Палестинцы выбрали правительство "Хамаса". Так почему американцы враждебно к нему относятся?"
70 млн долларов, которые администрация Буша забронировала на содействие пропаганде внутри Ирана, являются оскорблением, отметил он. "Если честно, это мизерные деньги, – произнес он, криво улыбнувшись. – Надо как минимум 70 миллиардов, чтобы граждане этой страны хоть что-то почувствовали".
Лариджани отказался обсуждать детали готовящихся иранских контрпредложений. "Но стоит сказать, что западный пакет имеет очень много неопределенных пунктов, с начала и до конца. По многим пунктам мы не можем сказать, как они собираются их реализовывать. Этот пакет больше похож на декларацию. Но если они хотят получить наше согласие, то должны знать, что проповеди нам не нужны".
Лариджани отметил, что, без сомнения, частью любой сделки обязательно должны быть гарантии безопасности – "но не то, о чем говорили они. Они не должны пытаться замаскировать свои потребности под стимулы и предлагать их нам как уступки".
В то же время он еще раз озвучил позицию Ирана, опровергающую подозрения Запада: согласно ей, страна не стремится к получению ядерного оружия. "Мы не пытаемся создать бомбу. Нам не нужна бомба. Американцы это знают. И некоторое время назад Негропонте (национальный директор по разведке США) объявил, что у иранцев нет бомбы и они не смогут ее создать, даже если захотят, еще более десятилетия".
Лариджани выступил категорически против того, что считает двойными стандартами Запада, который противодействует ограниченным атомным "исследованиям и разработкам" Ирана и одновременно молчаливо признает ядерные военные программы Израиля и Индии.
Саймон Тисдолл, Ивен Макаскилл, Роберт Тейт
The Guardian
(перевод с Inopressa.ru)