В указе Путина, объявляющем военное положение на аннексированных территориях, значится пункт, позволяющий применять меры военного положения на территории всей России.
Первыми регионами, в которых ряд этих мер уже применили, стали аннексированный Крым и Севастополь, а также Краснодарский край, Воронежская, Белгородская, Курская, Брянская и Ростовская области.
Согласно путинскому закону у жителей России теперь можно будет отбирать имущество «на нужды армии», также вводятся цензура и контроль телефонных переговоров, изоляция граждан «вражеской страны» и запрет на выезд из России.
Еще один пункт наделяет глав российских регионов правом вводить элементы «военного положения» по своему усмотрению.
Еще один указ, который Путин принял одновременно с «военным положением», наделяет глав регионов Центральной России и Северного Кавказа дополнительными полномочиями, что фактически позволяет губернаторам вводить элементы военного положения на «своих» территориях по своему усмотрению.
На территориях, где применяются меры закона «О военном положении», жителей могут временно отселить «в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений». Т.е. попросту депортировать.
Объекты хозяйственного, социального и культурного назначения будут «эвакуированы». По закону могут изъять у организаций и граждан необходимое для нужд обороны имущество «с последующей выплатой государством стоимости изъятого».
В регионе, где вводится военное положение, объявляют особый режим въезда и выезда. Вводится ограничение свободы передвижения по ней. Транспорт могут беспрепятственно останавливать и досматривать.
По путинскому закону граждан имеют право привлекать к выполнению работ «для нужд обороны»: к ликвидации последствий применения оружия, восстановлению поврежденных и разрушенных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями — распространением инфекции среди сельскохозяйственных животных.
Гражданам могут запретить находиться на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток. Представители местной власти и правоохранительных органов наделяются правом досматривать людей, их вещей, жилища и транспортного средства, а также задерживать на срок до 30 суток.
Также гражданам могут запретить выезд за пределы России.
Путинский закон предусматривает также введение контроля за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, а также средств массовой информации, Их имеют право использовать для нужд обороны.
Пользование радиоприемниками запрещается, сообщает The insider.
Также вводится военная цензура за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроль за телефонными переговорами. Заниматься этим будут специально созданные органы цензуры.
Между тем по мнению лавы Института политики безопасности Университета Киля (Германия) профессора Йоахим Краузе, указ Путина о военном положении – это акт отчаяния, сообщает DW.
«Чем дольше будет идти война, тем сильнее будут изношены российские вооруженные силы, тем меньше останется у России военном мощи, тем слабее она станет.
Это видно уже по международному имиджу Путина, к которому даже дружески настроенные главы государств начинают относиться гораздо более критично, чем год тому назад.
У многих из них складывается впечатление, что он не в состоянии понять, насколько скверным является его положение, и делать из этого соответствующие выводы, а вместо этого думает, что у него еще есть возможность повысить ставки, чтобы победоносно закончить эту войну. Но победоносно он эту войну точно не закончит», заявил эксперт.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр