О зверствах режима Асада в Сирии хорошо известно. В своем стремлении удержаться у власти алавитский клан во главе с Асадом при поддержке и прямом участии Ирана и России учинил чудовищные злодейства на глаза у всего мира. Применялось и применяет все: от химических атак на спящие города и бомбардировок больниц, школ, мечетей, пекарен, детский садов, до многолетних голодных осад и использования крематориев для сокрытия массовых убийств заключенных.
За время 10 летней бойни убиты более 500 тысяч человек, еще не менее 100 тысяч пропали в тюрьмах режима Асада, более половины населения Сирии стали беженцами, а это почти 9 млн. человек. По официальным данным только зарегистрированных сирийских беженцев в 45 государствах насчитывалось 6,6 млн. человек на 2018 год.
И на этом фоне т.н. «мировое сообщество», похоже, не против того, чтобы вновь сделать рукопожатным кровавого злодея, по уши плавающего в крови сотен тысяч безвинных жертв.
Издание Foreign Policy пишет в этой связи:
Против режима Асада накоплено больше доказательств, свидетельствующих о его военных преступлениях, чем против нацистов в Нюрнберге.
Но, кажется, что мир постепенно принимает Асада обратно в международное сообщество и тем самым узаконивая и нормализуя зверства, совершенные его режимом.
Несмотря на масштабы злодеяний, совершенных его режимом, Асад сегодня ощущает себя в Дамаске более комфортно, чем когда-либо с 2011 года. Международное сообщество не предпринимает никаких заметных действий для разрешения продолжающегося кризиса в Сирии, не говоря уже о правосудии или ответственности. Более того:
В начале октября Интерпол вновь добавил Сирию в свои структуры, предоставив режиму Асада возможность выдавать международные ордера на арест неугодных лиц (так называемые красные уведомления) впервые с 2011 года, подвергнув сотни тысяч сирийских беженцев за рубежом потенциальной опасности.
То, что режиму, который несет ответственность за транснациональную торговлю наркотиками на миллиарды долларов, будут предоставлены такие права после десятилетия военных преступлений, является ошеломляющим обвинением в адрес Интерпола и ставит под сомнение моральный облик этого органа.
Такое же решение принял ВОЗ, еще в мае предоставить Сирии место в своем исполнительном совете. И это, несмотря на обширный и задокументированный послужной список режима бомбардировок больниц (в том числе больниц международных организаций – КЦ), ведения смертоносных осад целых населенных пунктов, ограничения доставки гуманитарной помощи (и бомбежки гуманитарных конвоев – КЦ).
Недавно Алжир подтвердил свою готовность вернуть Сирию (режим Асада) в Лигу Арабских Государства (ЛАГ) как раз к проведению следующего саммита арабских государств в Алжире позднее в 2021 году.
ОАЭ также возобновили свое экономическое сотрудничество с Дамаском. Официальные лица ОАЭ заявили о своем желании, чтобы Сирия вернулась к своему статусу до 2011 года. Власти ОАЭ официально поздравили Асада 5 октября «за роль страны в «Октябрьской освободительной войне» (арабо-израильской войне 1973 года), которую никак нельзя назвать успехом арабских стран.
Администрация президента США Байдена также придерживается в значительной степени невмешательства в Сирию. И хотя официально Белый дом и не приветствует Асада с распростертыми объятиями, США явно оставили открытой дверь для других стран, нарушив международные нормы и фактически вознаграждая самого печально известного военного преступника 21 века Асада.
Один из официальных лиц признался журналистам, что администрация Байдена не будет предпринимать никаких действий, чтобы помешать возобновлению отношений союзников США с режимом Асада и его нормализацию.
Подтверждением этих слов стал активность короля Иордании Абдаллы II. В то врем, когда он посетил Вашингтон в июле на фоне вывода войск США из Афганистана, король высказал «новую идею» о том, как вести себя с Сирией.
«Если вы действительно хотите увидеть изменения в поведении режима Асада», - утверждал Абдалла, - мы должны начать поэтапный процесс укрепления доверия с режимом Асада, чтобы убедиться в его готовности действовать конструктивно».
Король Абдалла предложил создать рабочую группу «государств-единомышленников», объединяющих правительства регионов с Европой и США, «чтобы определить наиболее эффективный подход».
За прошедшие с тех пор недели произошли кардинальные изменения. Завершена многосторонняя сделка по возрождению и расширению проекта Арабского газопровода (который был кратко введен в эксплуатацию с 2008 по 2010 годы) для транспортировки египетского природного газа в Ливан через территорию Иордании и Сирии.
Согласно отчету, посольство США в Бейруте играло ключевую роль «в создании пространства для переговоров», чтобы продолжить контакты сторон и указывает на де-факто отказ от американских санкций в отношении режима Асада в соответствии с т.н. «Законом о Цезаря», что в противном случае могло бы воспрепятствовать сделке.
С тех пор, как газовая сделка стала достоянием общественности, Иордания принимала у себя постоянный поток министров режима Асада - по вопросам энергетики, транспорта, водных ресурсов, сельского хозяйства и аграрной реформы, экономики и торговли, промышленности и, что самое важное, министра обороны режима Али Аюба, который находится под международными санкциями.
3 октября Абдулла даже разговаривал по телефону с самим Асадом, в ходе которых говорил об отношениях между их «братскими странами и путях расширения сотрудничества».
Также находящийся под международным санкциями руководитель МИД режима Асада Фейсал Микдад был приглашен под патронажем Иордании на генассамблею ООН в Нью-Йорке, где с ним встретились делегации 7 арабских стран.
«Закон Цезаря» был назван так в честь сирийского полицейского фотографа, идентифицированного только под кодовым названием «Цезарь» , который бежал за рубеж в 2013 году, и вывез с собой более 53000 фотографий, которые показали всеми миру ужасы режима Асада, с изображениями заключенных, которых жестоко заморили голодом и замучили до смерти жестокими пытками в тюрьмах режима.
Закон был призван защитить мирных жителей, а также предотвратить внешние инвестиции режиму, Асада и, таким образом, оказать давление на Дамаск. Но по прошествии 10 месяцев со дня прихода к власти, администрация Байдена так и не воспользовалась им, несмотря на провозглашенную внешнеполитическую повестку дня, основанную на правах человека.
Что еще хуже, от «Закона Цезаря» похоже, можно отказаться, чтобы «учесть развитие событий, которые помогут облегчить нормализацию с режимом Асада».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр