По данным экологов, местные власти уменьшают реальную площадь пожаров в 6-7 раз. Тем временем в Москве объявили, что леса, где нет ценных объектов, не будут тушить в целях экономии.
По утверждению заместителя министра природных ресурсов и экологии России Ивана Валентика, с начала сезона сгорело всего (!) 320 тыс. га, что якобы в 3,6 раза меньше, чем в прошлом году.
Однако в "Гринпис России" разоблачила ложь путинских чиновников, сообщив, что, судя по спутниковой съемке, с начала пожарного сезона сгорело уже 2 млн га леса.
Примерно столько же сгорело в прошлом году. То есть весной 2015 года статистика была занижена в 2 раза, в этом году - уже в 7 раз.
Наиболее сложная обстановка сложилась в трех регионах - в Бурятии, в Забайкальском крае и в Амурской области. Зеленые ссылаются на данные спутниковой съемки: "17 мая в России второй раз за год одновременно горело больше 1 млн га лесов, - заявил глава лесного отдела "Гринпис России" Алексей Ярошенко. - Прямо сейчас, когда надо тушить пожары, данные разнятся в десятки раз. Неправильные цифры не дают решить задачу: сколько людей отправятся тушить, в какие районы, сколько и какое оборудование взять".
Рослесхоз тем временем прямо заявляет: тушить в этом году будут меньше - денег нет. Если в прошлом году на тушение пожаров было выделено 4,6 млрд руб., то в этом только 4,1 млрд. Причем 660 млн руб. так и не дошли до адресатов.
Регионам предложили схему: вкладывать в тушение пожаров деньги от продажи леса. В СМИ сразу появилась версия о том, что регионы скрывают реальные масштабы рубок и доходы от продажи леса. Якобы для сокрытия рубок и устраивают пожары.
"Это древняя легенда, что якобы жгут, чтобы скрыть следы незаконных рубок, - комментирует Алексей Ярошенко. - Но у нас столько незаконных рубок и все смотрят на них сквозь пальцы, что нет смысла что-то жечь".
Сейчас, вопреки заявлениям чиновников, площадь пожаров не уменьшается, а увеличивается. "Да, на Байкале прошли дожди, и площадь уменьшилась. К сожалению, у нас пожары зависят от дождей, а не от того, как их тушат. Но если посмотреть статистику в целом, то площадь за неделю увеличилась", - говорит Ярошенко.
По подсчетам экологов, львиную долю лесных пожаров составляют верховые, а не низовые. И в них погибает не 10%, а до 100% флоры и фауны!
Тем временем Рослесхоз радостно отчитывается о том, что этой весной "ликвидировано в 1,5 раза меньше пожаров, чем в прошлом году". Мол, раз меньше ликвидируем, значит, меньше горит!
Однако заместитель руководителя агентства лесного хозяйства Николай Кротов признается: пожары не тушат, чтобы сэкономить.
"Есть сегмент пожаров, которые не тушатся, потому что там нет никаких объектов, жилья, и тушить такие пожары дороже, чем не тушить... Такие пожары в статистику не попадают".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр