Немного о хиджре женщин

Немного о хиджре женщин

Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного

Довольно долгое время к нам поступают вопросы по поводу хиджры мусульманок, в частности, хиджры мусульманок с Кавказа в Сирию. Многие из спрашивающих жалуются, что находятся в смятении, потому что не имеют официальных разъяснений по этому поводу, а неофициальные выглядят несколько противоречиво: одни говорят, что в Сирию женщинам пока ехать рано, другие – что давно пора.

Я – лицо неофициальное, но на общем фоне неофициальных лиц, высказывающихся по этому поводу, тоже решил высказаться, во-первых, потому что некоторые вопросы адресованы мне лично, во-вторых, потому что надеюсь, что мои слова помогут мусульманам и мусульманкам разобраться в ситуации.

На всякий случай напомню общие положения этой темы.

Шариат Аллаха ниспослан нам для достижения пяти основных целей, для сохранения и защиты так называемых «пяти необходимостей» (الضرورات):

Сказал имам Аш-Шатыби: Поистине, сошлась Умма, более того, и остальные религиозные общины, что Шариат установлен для оберегания пяти необходимостей, и это: религия, жизнь, потомство (честь), имущество и разум... («Аль-Мувафакат», 1/31)

Нет разногласия между учеными, что важнейшей ценностью является религия, и поэтому ей отдается предпочтение перед другими необходимостями.

Поездка мусульманки без махрама в основе своей является харамом, и причиной этого является необходимость защиты жизни, чести, имущества и разума женщины, которая слабее мужчины и легче может стать жертвой покушения на эти ценности.

Мусульманка, которая не может выполнять свои основные религиозные обязанности, должна совершить хиджру даже и без махрама в то место, где она сможет выполнять эти обязанности, потому что, как мы уже сказали, защита религии важнее остальных целей Шариата.

Что касается основных религиозных обязанностей, то мы не понаслышке знаем о молодых мусульманках, которых родители заставляют выходить на улицу без хиджаба и даже мешают совершать молитву. Таким девушкам, конечно, следует совершить хиджру в более благоприятное для их религии место.

С другой стороны, также мы неоднократно сталкивались с тем, что некоторые девушки преувеличивают опасности, грозящие их религии в родительском доме, и, прямо говоря, делают свойственные девушкам глупости, которые обычно заканчиваются разочарованиями и обидами.

Особенно легко эти ошибки делаются, когда девушку подбадривает и подстрекает такой же молодой (или незрелый) и безответственный юноша. Обращаю на это внимание, потому что, повторяю, с такими неприятными историями, к сожалению, приходится сталкиваться довольно-таки часто.

Теперь что касается обязательности для всех хиджры в Сирию как в дару-ль-ислям.

Как я уже сказал, по этому вопросу существуют диаметрально противоположные мнения. И, к сожалению, в основном это не официальные мнения амиров или ученых, участвующих в сирийском джихаде, а суждения в лучшем случае, молодых студентов…

Наиболее «официальное» из этих заявлений, насколько мне известно, это статья «О хукме хиджры сестёр в Сирию», автором которой является Абду-ль-Халим Аш-Шишани, член шариатского комитета «Джейш Мухаджирин ва Ансар». Естественно, рассматривать эту статью надо как мнение мужахида, а не как фатву учёного. Но учёных, как это обычно бывает, на джихаде в Сирии явно не хватает.

Что касается тех, кто смотрит на ситуацию со стороны, то в статье, которая была опубликована в ноябре 2013 года шейх Абу Мухаммад Аль-Макдиси, да ускорит Аллах его освобождение, пишет:

«… поистине, нас уже спрашивали просто о том, чтобы жене и детям муджахида присоединиться к нему на тех территориях, где идет сражение, как, например, в Сирии, и мы категорически запретили это из-за опасности того, что женщины мусульман окажутся в руках воюющих врагов, которые получат власть над ними и над их честью.

 

И если мы запрещаем подобное, то как можно вообразить или подумать, что кто-то из шейхов или факихов джихада дозволит девушке-мусульманке поехать без махрама на такие территории, где полыхает огонь войны и где она оказывается окруженной опасностями, а затем выдать ей саму себя замуж за кого она пожелает без валия!«

Я также немного касался вопроса оценки той или иной территории как дару-ль-ислям в статье «Исполнение шариатских наказаний в дару-ль-харб» .

 И следует добавить, что ситуация с безопасностью в Сирии с тех пор особо лучше не стала: большая часть территории страны по-прежнему под контролем войск режима, а на освобожденных от них территориях идут перманентные бои уже между антиасадовскими группами. В этих условиях противоречиво выглядят призывы к девушкам «совершать хиджру без махрамов» от людей, которые несколько месяцев назад ехали в Сирию вроде бы чтобы спасать местных  мусульманок от насилия со стороны нусайритской власти, и пока эту миссию не закончили.

Также и большинство моих личных знакомых, участвующих в джихаде в Сирии, которые, насколько мне кажется, способны более или менее адекватно оценивать положение, в общем согласны с тем, что на сегодняшний день эти территории нельзя рассматривать как достаточно безопасное место для того, чтобы приглашать туда женщин.

Но, повторю еще раз, я убежден, что подобные вопросы, должны быть серьёзно исследованы надёжными учёными, знающими Шариат и реально оценивающими военную обстановку, а не неизвестными, но, по всей видимости, молодыми и эмоциональными людьми, издающими свои «фатвы» в социальных сетях.

И хвала Аллаху, господу миров.

Зелимхан Мерджо

ИА «ХУНАФА»


© Kavkazcenter.com 2020