Парижская газета Le Monde опубликовала статью о преступлениях путинской банды ФСБ, связанных со скрытием правды. "В статье, озаглавленной Чувствительные архивы сталинизма: в худшем случае закрыты, в лучшем - приоткрыты" (Archives sensibles du stalinisme : au pire fermées, au mieux entrouvertes), газета в частности указывает:
"Архивы бывают разны. В начале 1990-х архивные документы СССР и КПСС с 1917 года до середины 1950-х были открыты для русских и иностранных исследователей, труднее было получить доступ к более поздним документам, не рассекреченным по причине неистекшего срока давности. Исследователям так и не был открыт доступ к документам высшего партийного руководства под тем предлогом, что эти "рабочие документы" могут в любой момент быть востребованы президентской администрацией. Засекречены и архивы ФСБ, МИДа и МВД. Кроме того, в рамках публикации региональных книг памяти архивы МВД и ФСБ должны предоставлять минимальный набор документов для составления этих списков.
Готовность этих двух ведомств к сотрудничеству зависит от соотношения сил и политической обстановки. Так, в 1990-е годы при Ельцине "Мемориалу" удалось получить значительное количество документов, касающихся репрессий, особенно Большого террора 1937-1938 годов.
"Сегодня политическое соотношение сил гораздо менее благоприятное", - констатирует газета и указывает на суд над обвиненными в сборе конфиденциальной информации историком Поморского университета Михаилом Супруном и руководителем регионального архива МВД полковником Александром Дударевым, работавшими над установлением имен советских граждан немецкого происхождения, депортированных во время войны в Архангельскую область. Преследование Супруна было прекращено, а полковник Дударев получил год условно.
Сотрудники архивов ФСБ и МВД прекрасно поняли этот политический сигнал и с тех пор еще больше ограничили сотрудничество с центром "Мемориал". Что касается иностранных исследователей, доступ к архивам ФСБ для них возможен только в рамках совместных проектов. Несколько таких проектов удалось довести до конца с множеством препятствий и задержек, и то только потому, что они были начаты в 1990-е годы. Сегодня такое международное сотрудничество с архивами ФСБ трудно себе представить. Времена изменились".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр