Пользы от бед и испытаний

17 декабря 2012 в 17:03

Польза испытаний

Вопрос: Я видел по телевизору много бедствий и страданий, которые постигают исламскую Умму. В Палестине кровоточат наши раны, в Чечне вырезаны наши тела, в Афганистане наши дома разрушены, и так же на Филиппинах, в Кашмире,… а сейчас и в Ираке. И только Аллах знает, что ожидает нас завтра.… Являются ли беды и несчастья, которые мы видим, благом или злом?

Ответ: Хвала Аллаху.

Никто, кроме Аллаха, не в состоянии полностью понять мудрость сотворения бедствий и страданий. Некоторые свидетельства от Аллаха являются указанием на это:

1. Некоторые страдания и бедствия являются испытанием терпения верующих от Аллаха. Всевышний сказал: «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» (Коран, 2:214).

2. Они являются признаком слабости человека и его потребности в своем Господе. И не спасется человек, если не осознает свою нужду в Господе, и не обратится к Нему всем сердцем.

3. Несчастья являются причиной прощения грехов и повышения статуса человека. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ничто не постигнет верующего — даже укол колючки — без того, чтобы Аллах не записал ему хорошее деяние (хасана) по этой причине, или не удалит его грех». Хадис передал Муслим (2572).

Передается от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям в своем теле, имуществе и детях, пока не встретят Аллаха чистыми безо всякого греха». Приводит ат-Тирмизи (2399). Шейх ал-Албани назвал этот хадис достоверным в «Силсала ас-Сахиха» (2280).

От Джабира передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения, когда люди, пострадавшие от бедствий получат свои вознаграждения, люди, жившие благополучии, пожелают, чтобы в земной жизни их кожа была искромсана ножницами». Хадис передал ат-Тирмизи (2402). См. «ас-Силсала ас-Сахиха» (№2206).

4. Еще одной мудростью бедствий является утрата доверия к этому миру. Если бы в этом мире не было бедствий, то человек еще больше полюбил бы мирскую жизнь и увлекся бы ею, позабыв о Жизни Вечной. Но бедствия избавляют от беспечности и заставляют трудиться для места в Мире, где не будет никаких бед и испытаний.

5. Одной из величайших мудростей бедствий и испытаний является напоминание об упущениях, которые человек допускает в некоторых делах, чтобы он мог наверстать упущенное. Это подобно предупреждению, которое дается нерадивому служащему или невнимательному студенту. Цель этого – исправление недостатков.  Если он исправится, то у него все будет хорошо, в противном случае он заслуживает наказания. Доказательством этому могут быть слова Всевышнего:

«Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными. Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали» (Коран, 6:42-43).

Еще одной мудростью, которая вытекает из вышеупомянутых, является наказание тех, кто уже был предупрежден, но не извлек пользы из этого и не исправился, а продолжал грешить. Всевышний сказал: «… и Мы погубили их за грехи…» (Коран, 8:54).

И сказал Всевышний Аллах: «Мы погубили поколения, жившие до вас, поскольку они поступали несправедливо и не уверовали в Наших посланников, явившихся к ним с ясными знамениями. Так Мы наказываем грешных людей» (Коран, 10:13), а так же: «Когда Мы хотели погубить какое-либо селение, то повелевали его изнеженным роскошью жителям покориться Аллаху. Когда же они предавались нечестию, то относительно него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (Коран, 17:16).

Ибн Таймийа, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Горе может привести к похвальному поведению человека, за что он может быть вознагражден. В таком случае похвально не само горе, а его влияние на человека, как в случае того, кто скорбит из-за упущений в религии и бедствий, постигших мусульман. Он будет вознагражден из-за своей любви к добру, ненависть к злу и отношению, которое является следствием этих чувств. Однако если это горе приводит человека к оставлению таких обязательств, как терпение, джихад, приобретение пользы и устранение вреда, то это запрещено. В противном случае его воздаянием будет прощение грехов».

Пойми это, о тот, кто желает, чтобы Аллах изменил его положение без каких-либо усилий с его стороны, или со стороны подобных ему.

6. Всевышний Аллах сказал: «Мы уже отправляли посланников к народам до тебя. Мы подвергали их нищете и недугам, дабы они стали смиренными» (Коран, 6:42).

Шейх ас-Са’ди – да помилует его Аллах – сказал: «Мы отправили посланников к древним народам и предшествующим поколениям людей, однако они нарекли Наших посланников лжецами и отвергли Наши знамения. Мы поразили их нищетой, болезнями, бедствиями и напастями, но все эти несчастья были Нашей милостью по отношению к ним, поскольку побуждали их в трудную минуту смириться перед Нами и прибегнуть к Нашему покровительству».

Всевышний сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (Коран, 30:41).

Несчастья, лишения, болезни, эпидемии и многое другое поражает людей в наказание за совершенные ими злодеяния. Аллах поступает с людьми так для того, чтобы они поняли, что грехи не остаются безнаказанными и что несчастья являются лишь частью наказания в мирской жизни. И тогда они, может быть, отрекутся от тех деяний, которые принесли им столько вреда, исправятся и встанут на прямой путь. Пречист Аллах, Который проявляет милость и сострадание даже тогда, когда ниспосылает испытания и наказание. И если бы не Его божественная милость, то Он заставил бы все творения вкусить заслуженное возмездие и не оставил бы на поверхности земли ни одного живого существа.

7. В трудные минуты и во время испытаний поклонение приобретает особый вкус и за нее дается особая награда:

Передается, от Ма’къила б. Ясара, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклонение во время испытаний подобно переселению ко мне». Хадис передал Муслим (2983).

Ан-Навави сказал: «В его словах, да благословит его Аллах и приветствует, «Поклонение во время испытаний подобно переселению ко мне», под словом «испытания» имеется в виду фитна и беспорядок в делах мусульман. Причина увеличения достоинства поклонения заключается в том, что люди в это время будут небрежны в религии, и будут уклоняться от поклонения, за исключением немногих».

Ал-Къуртуби сказал: «Будет фитна и большие трудности, и люди станут легкомысленно относиться к религии. Каждый будет поглощен своими делами, заботой о мирских делах и житейскими проблемами. Поэтому достоинство поклонения в дни испытаний очень велико, как сказано в хадисе, который приводит Муслим со слов Ма’къила б. Ясара: «Поклонение во время испытаний подобно переселению ко мне».

8. Благоденствие, которое приходит после перенесенных страданий, лишений и несчастий, более ценно для человека. В результате, он знает истинную цену милостям Аллаха, будучи в добром здравии и благополучии.

Еще одна польза от несчастий – это напоминание человеку о милостях Аллаха. Потому что человек, рожденный зрячим – к примеру – забывает об истинной цене зрения, и когда Аллах испытывает его временной слепотой, а затем возвращает зрение, он в полной мере ощущает настоящую цену этого благословения. Когда благословение всегда с человеком, он забывает об этой милости и не благодарит за нее. И тогда Аллах забирает ее, а затем возвращает, напоминая об этой милости, чтобы человек был благодарным.

К тому же, бедствия служат напоминанием о милостях Аллаха не только для человека, которого постигло это несчастье, но и для других. Когда человек видит умственно отсталого, он начинает дорожить разумом, и когда видит больного, он познает цену здоровья. Когда он видит неверующего, который живет как животное, то в полной мере ощущает бесценность веры (имана). Когда он видит невежественного человека (джахиля), то отдает должное знаниям. Это чувствует только человек бдительный, чье сердце открыто. А те, у кого нет сердца, не благодарят Аллаха за Его милости и относятся с высокомерием к Его творению.

9. Польза бедствия в том, что оно избавляет человека от беспечности и обращает его внимание на недостатки в исполнении своего долга перед Всевышним Аллахом, пока человек не перестанет думать, что он совершенен – ведь подобное отношение приводит к черствости сердца и халатности, как сказал Всевышний: «Почему же, когда их поражало Наше наказание, они не становились смиренными? Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали» (Коран, 6:43).

10. Одно из преимуществ невзгод и лишений — это очищение.

Трудности выявляют истинное положение людей и отличия между хорошим и плохим, истиной и ложью, верующим и лицемером. Всевышний Аллах говорит о битве при Ухуде и о том, что постигло мусульман в этот день, разъясняя мудрость этого испытания: «Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого» (Коран, 3:179).

Таким образом, выявляется истинная суть вещей:

Воздал Аллах за трудности мне благом?
Хотя я чуть не захлебнулся ими/
Я благодарен даже лишь за то, что эти беды,
Позволили узнать кто враг и друг.

11. Когда мусульмане приходят на помощь тем, кто попал в беду, они получают вознаграждение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пример взаимной любви, милосердия и сострадания верующих, подобен единому телу: когда страдает один орган, то все тело отвечает бессонницей и жаром». Хадис передали ал-Бухари (6011) и Муслим (2586). Он так же сказал: «Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не будет желать для своего брата то, что желает себе». Хадис передали ал-Бухари (13) и Муслим (45).

12. В трудные времена и во время войн, мы начинаем понимать всю значимость слов Всевышнего: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (Коран, 5:2).

Пути сотрудничества в деле призыва и помощи религии: борьба на пути Всевышнего Аллаха против неверующих и лицемеров; поддержка людей Призыва в войне против последователей куфра и заблуждения; подготовка средств, численности и техники для ведения борьбы на пути Аллаха.

Один из способов сотрудничества для поддержки религии был изобретен в эпоху Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: уничтожение лжепророков, лидеров мушриков и вероотступников, включая тех, кто оскорблял Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

SawabInfo

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр


© Kavkazcenter.com 2020