И пусть не обольщают вас земные богатства!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух, дорогие братья и сестры! Сегодня я хочу коснуться болезни, которая для верующего опаснее, чем наущения шайтана и козни неверующих! О ней поведал Всевышний Аллах в Коране. От нее нас предостерег пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в своих хадисах. Мы часто слышим об ее опасности и готовимся к тому, чтобы побороть ее в нужный час, но, сталкиваясь с ней, лишь немногим удается спастись от ее тлетворного влияния. Эта болезнь — любовь и привязанность к земным благам!

В ходе нашей беседы на эту тему мы также рассмотрим очередное истолкование термина «аскетизм». Возможно, кто-то из наших постоянных читателей спросит, почему мы уделяем этому вопросу столько внимания. И действительно, это уже наша четвертая статья об аскетизме. Но, поверьте, это не так много, особенно если учесть нашу бесконечную потребность в напоминании и то, как губительно отражается любовь к земным удовольствиям на вере человека и на его внутреннем мире. Неслучайно Всевышний, предостерегая нас от заблуждения, упомянул о мирских искушениях раньше, чем о наущениях шайтана:

«Обещание Аллаха истинно, и пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (шайтан) не обольщает вас относительно Аллаха» (сура 31 «Лукман», аят 33).

Разве не любовь к этому миру подталкивает нас на грехи и делает жестокими наши сердца?! Разве не любовь к этому миру отвлекает нас от устремления к Аллаху и к последней обители?! Разве не любовь к этому миру является причиной нашей слабости и разобщенности?! Достаточно вспомнить хадис Саубана, переданный имамом Ахмадом и Абу Давудом, о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Близко то время, когда (разные) народы станут набрасываться на вас со всех сторон, как (голодные и прожорливые) люди набрасываются на свою миску». Его спросили: «Это произойдет потому, что нас будет мало?» Он ответил: «Нет, в то время вас будет много, но вы будете разрознены, как сор в потоке. Аллах извлечет из сердец ваших врагов трепет перед вами и поместит слабость в ваши сердца». Его спросили: «Что за слабость?» Он сказал: «Любовь к мирской жизни и неприязнь к смерти».

Полагаю, одного этого достаточно, чтобы разумный человек уделил несколько минут внимательному прочтению этой статьи и размышлению над этим коротким назиданием. А помощь во всех делах приходит только от Аллаха!

Любовь к земным благам и удовольствиям не может ужиться в одном сердце с аскетизмом. Подлинный аскетизм — это устремление к Аллаху, движение навстречу Его довольству и отстранение от всего, что мешает этому. А что мешает помнить об Аллахе и жаждать встречи с ним больше, чем богатство и земные удовольствия?! Поистине, если даже человек отдает должное из своего богатства и готов ответить за каждый дирхем, который он заработал и потратил, с него все равно довольно того, что он теряет, отвлекаясь от Аллаха ради сохранения и приумножения своего богатства!

Уберечься от таких издержек удастся лишь тем, кто сделал свое богатство и свои земные заботы способом приближения к Аллаху! Но даже им надлежит много поминать и прославлять Аллаха, чтобы уберечь свои сердца от пагубного влияния мирских благ. Ведь сказал же Всевышний Аллах:

«Когда же молитва завершится, разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете» (сура 62 «Собрание», аят 10).

Это значит, что только часто поминание Аллаха помогает человеку спастись в океане мирских забот и наеяться на успех в будущей жизни.

Таким образом, еще оно определение термина «аскетизм» — это отказ от всего, что мешает двигаться навстречу Аллаху. Абу Ну‘айм в «Хилйе» приводит слова Абу Сулаймана ад-Дарани: «Аскетизм — это отказ от того, что отвлекает от Всевышнего Аллаха». А Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашк» приводит высказывание Зу-н-Нуна ал-Мисри: «Один из признаков любящих Аллаха — это отказ от всего, что отвлекает от Аллаха, и занятие только Им».

Обрести это качество и добиться такого состояния души может только истинно уверовавший и познавший Аллаха. Тот, кто осознал свою зависимость и величие Всемогущего Творца, кто познал Его прекрасные имена, совершенные атрибуты и мудрые деяния. Тот, кто просыпается с намерением снискать Его довольство и засыпает, раскаиваясь в сделанных упущениях и помышляя о молитве перед рассветом. Тот, кто жаждет милости и прощения Господа и стремится украсить свою душу лишь теми качествами, которые нравятся его Господу.

Что же это за качества и деяния, помогающие заслужить любовь и благосклонность Аллаха?! Разве это стяжательство и стремление к власти? Или же строительство прекрасных дворцов и приобретение роскошных автомобилей? Или дорогих часов и мобильных телефонов? Разве за это Всевышний Аллах похвалил праведников в Коране!

Среди десятков аятов, в которых перечисляются качества верующих, нет ни одного, который оправдал бы такое поведение. Если человек хочет узнать о себе, пусть сравнит свои поступки с деяниями тех, кто заслужил любовь Всевышнего!

В комментарии к аяту «Вот испытал Господь Ибрахима повелениями» приводится мнение Ибн ‘Аббаса о том, что эти повеления собраны в следующих коранических аятах:

Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся, кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха” (сура “Покаяние”, аяты 112)

Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают молитвы” (сура “Верующие”, аяты 1-9)

Поистине, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду” (сура “Союзники”, аяты 35)

Это (нетерпеливость и скупость) не относится к молящимся, которые регулярно совершают свою молитву, которые выделяют известную долю своего имущества для просящих и обездоленных, которые веруют в день воздаяния, которые трепещут перед мучениями от своего Господа, ведь мучения от их Господа небезопасны, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен и невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры, которые стойки в своих свидетельствах и которые оберегают свою молитву” (сура “Ступени”, аяты 22-34)

Хочется надеяться, что некоторые из этих качеств есть и у нас. Если судить по тафсиру Ибн ‘Аббаса, совместить все эти качества удалось только патриарху Божьих пророков и посланников Ибрахиму, мир ему. В самом Коране тоже говорится, что он исполнил веления Аллаха полностью (сура “Звезда”, аят 37).

Остальным же от похвалы Всевышнего достается лишь та часть, которую они заслужили. Чем больше прекрасных качеств мы сможем собрать в себе, тем больше у нас шансов заслужить любовь нашего Господа. А что может быть лучше и желаннее, чем Его любовь?!!

Сайт Исламских исследований


© Kavkazcenter.com 2020