О предстоящей смерти России путем лишения ее кащеевой иглы - "победы в ВОВке" - рассказал в интервью литовским СМИ министр МИД Литвы Аудронюс Ажубалис:
"Россия в документах называет себя правопреемницей СССР, и несмотря на это, она отрицает оккупацию 1940 года, факт которой признан всем цивилизованным миром , а также самой Россией времен Ельцина. Что в таком случае говорить о депонированном в ООН международном договоре, который подписан тогдашним главой России Борисом Ельциным? Я говорю о договоре России и Литвы 1992 года, в преамбуле которого четко написано об аннексии 1940 года. А аннексия, как известно, это второй этап после оккупации. Государство сначала оккупируют, а потом аннексируют, учреждая оккупационную административную систему и другие институты. Так что я могу лишь сожалеть и выразить надежду на то, что раньше или позже Россия вспомнит и об определенных извинениях ее руководителей, которые были сделаны в адрес Чехии, Венгрии и т.д. Я думаю, придет такой день.
Вопрос очень простой – это вопрос нашей государственности. Если не было оккупации, может, не было и государства? Это вопрос статуса государства. И другой момент, кто может себе представить оккупацию без ущерба? Это возможно? Такие вещи невозможны. Я полагаю, что Россия когда-нибудь созреет для этого признания, она зреет медленно. Это не такой простой процесс. Например, сколько времени понадобилось России, пока специальная комиссия под руководством господина Федотова оценила сталинизм?
Придет время оценить и то, что сталинизм сделал в отношении окружавших Россию народов. России нужно время, также как и Литве было необходимо время в вопросе Холокоста. Мы ведь тоже не сразу начали учреждать образовательные центры толерантности, которые рассказывают настоящую правду о Холокосте. Не сразу мы начали выпускать и книги об этой трагедии, которая произошла в Литве. Инициатива объявить год Холокоста в Литве появилась лишь в 2010 году. Я не скажу ничего нового, но, видимо, одни страны в этом вопросе двигаются быстрее, другие - медленнее.
Недавно мы открыли мемориальную доску в память о восстании 1863 года. Было много разговоров и и написано много книг о послевоенных партизанах. Но участники восстания 1863 года – это такие же патриоты Литвы. Возможно, они по-другому воспринимали Литву, одни говорили по-литовски, другие по-белорусски, а третьи – по-польски, но цель у них была одна. Однако мы о них забываем. Поэтому историческая память для нас важна и как основа для объединения граждан. Чтобы те национальные меньшинства, которые здесь живут, усвоили и гордились тем, что они татары, поляки, но татары и поляки Литвы и т.д. Их предки защищали Литву, участвовали с сеймиках, ссылались в Сибирь. В этом заключается историческая политика.
В заявлении МИД России было сказано, что включение ЕС в этот диалог – это плохо и этого не будет. Но это диалог уже идет, и ЕС работает над этим вопросом. Создана платформа памяти и совести, в которой участвуют 13 научных учреждений со всей Европы. Что это значит? Европарламент принял и признал дату 23 августа, пригласил все страны-члены ЕС почтить память людей, пострадавших от тоталитарных режимов. Все происходит, и господа из российского руководства опоздали с такими заявлениями и взглядами. Процесса не остановить, и придет время, когда мы будем говорить об этих вещах не только в двустороннем, но, как и уже и сейчас, в многостороннем формате, в формате ЕС, который создает единое понимание истории, в хорошем смысле этого слова. Не унифицированное, а настоящее понимание, не идеологизированное. Мы уже это делаем.
Литва всегда говорила и будет говорить, что наша цель – иметь с Россией в первую очередь равноправные отношения. Но у России свой взгляд. Вероятно, она слишком велика и нас не видит, смотрит дальше. За 20 лет ни один глава России не посетил страны Балтии. Это определенный взгляд. Отсутствие визитов на высшем уровне демонстрирует отношение к соседям. Я не думаю, что это самая мудрая позиция. Россия не примирилась со своей историей. В самой России нет мира и общего понимания прошлого.
Один высокий российский политик мне сказал: у нас есть два основания, на которых держится российское государство – Петр I и победа во второй мировой войне, вы что, хотите отнять у нас победу? Пока они будут руководствоваться принципами «Краткой истории ВКП (Б)», ничего не получится.
Отдел мониторинга
КЦ