В ближайшее время государства-члены НАТО соберутся для обсуждения будущего своих ядерных вооружений, сопредельное государство Иран угрожает обзавестись собственным ядерным оружием, так что для Турции и ядерного оружия наступила неспокойная пора.
В настоящее время на территории Турции и четырех стран Западной Европы размещается энное количество бомб из американского ядерного арсенала. Организация Североатлантического договора уже некоторое время изучает вопрос о размещении американского ядерного оружия в Европе, и этот процесс должен завершиться к ближайшему саммиту, который пройдет в следующем месяце в Чикаго.
Однако как явствует из последнего отчета Фонда мира Карнеги, Североатлантический альянс "вряд ли решит к саммиту вопрос о том, что делать с развернутыми им в упреждающем порядке ядерными вооружениями".
Самым вероятным исходом, однако, может стать вариант, при котором ряд европейских стран, на территории которых размещено американское ядерное оружие (Германия, Бельгия и Голландия), решат от него отказаться, а Италия и Турция – сохранить его.
Турция заинтересована в том, чтобы сохранить это конкретное проявление приверженности НАТО делу обороны Турции. Правда, некоторые аналитики задаются вопросом, не заставят ли некоторые события Турцию пересмотреть свою ядерную стратегию.
Как отмечает Синан Ульген (Sinan Ьlgen), пишущий для Фонда Карнеги, многие стратеги (главным образом те, что заинтересованы в подчеркивании иранской угрозы), утверждают, что если Иран обзаведется ядерным оружием, то Турция и другие страны региона последуют этому примеру:
"В 2009 году Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft), являвшийся в прошлом советником по вопросам национальной безопасности при президентах Джеральде Форде и Джордже Буше-старшем, заявил на заседании сенатского комитета: "Если Ирану позволить и дальше действовать в данном направлении, то полдюжины стран региона и еще 20-30 государств планеты начнут из соображений самообороны или других причин делать то же самое, просто на всякий случай".
А госсекретарь Хиллари Клинтон заявила на сенатском подкомитете по ассигнованиям: "Иран, обладающий ядерным оружием и средствами его доставки, способен спровоцировать гонку вооружений на Ближнем Востоке и прилегающих территориях".
Бывший представитель администрации Буша Джон Болтон (John Bolton) подчеркнул в своем выступлении на заседании комитета по международным делам Палаты представителей США: "Если Иран получит в свое распоряжение ядерное оружие, тогда почти определенно то же самое сделают Саудовская Аравия, Египет, Турция и, возможно, другие страны региона. Мы рискуем стать свидетелями подобного широкомасштабного распространения ядерного оружия даже в том случае, если бы ядерными вооружениями обзавелся бы демократический Иран".
Ульген приходит к заключению, что Турция все же вряд ли возьмет курс на ядерное вооружение, даже если таковое появится у Ирана, разве что в случае "краха американо-турецких взаимоотношений в сфере безопасности". Во всех других случаях, пишет он, "Турция вряд ли добровольно станет подставлять под удар свои взаимоотношения с ключевыми союзниками и серьезно осложнять свое международное положение, становясь на путь распространения ядерного оружия".
Лейл Кемаль (Lale Kemal), сотрудничающий с газетой Today's Zaman, идет еще дальше, высказывая мысль, что построение натовской системы ПРО – одним из элементов которой является радар раннего оповещения на юго-востоке Турции – может оказаться достаточной гарантией для Турции, чтобы та дала добро даже на изъятие всего американского ядерного оружия со своей территории:
"Турция, входящая в пятерку европейских стран, разместивших на своей территории атомные бомбы модификации В-61, которая никогда публично не подвергала сомнению необходимость их дальнейшего нахождения на базе Инджирлик, что на юге Турции, будет обязана определиться, хочет она убрать эти атомные бомбы со своей территории или же оставить их у себя.
На данный момент Турция входит в число тех немногих европейских государств, которые не возражают против дальнейшего размещения этих вооружений на своей земле.
Эти бомбы практически не имеют военного значения, зато имеют политическое значение для Турции как средство задействования принципа НАТО о коллективной обороне согласно ст. 5 Устава данной организации. Однако если эти бомбы будут заменены на элементы системы ПРО, Турция будет чувствовать себя в безопасности, поскольку они тоже будут гарантировать применение принципа коллективной обороны НАТО, так что Турция может согласиться на удаление бомб В-61 со своей территории.
Возможно ли, чтобы Турция стала государством, свободным от ядерного оружия? Надо будет посмотреть, не просигнализирует ли она о подобном желании на чикагском саммите.
Джошуа Кучера (EurasiaNet, США)
От редактора: Джошуа Кучера является независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр