КАЗАХСТАН. 47 мусульман осуждены в Атырау

47 мусульман упрятаны за решетку в Атырау. Пятеро из них, которые проходили по "делу" о взрывах в октябре прошлого года, когда в результате истишхада шахидом, иншааЛлах, стал 23-летний житель города, приговорены к тюремным срокам от 6 до 12 лет. Другие 42 обвиняемых в «терроризме» получили от 5 до 15 лет тюрьмы.

Как объявил начальник банды «управление по надзору за законностью следствия и дознания прокуратуры Атырауской области» Галымжан Кулманов, мусульмане якобы полностью "признали свою вину и раскаялись в содеянном". Однако некоторые родственники  заявили репортеру радио Азаттык, что "обвинения"  никто не признал, и что их дела сфабрикованы.

Местные правозащитники заявляют, что закрытость двух судебных процессов вызывает еще больше вопросов и сомнений в объективности их решений.

Одна из родственниц мусульманина, по имени Салтанат, опасаясь дальнейших преследований, отказалась называть свою фамилию и имя родного брата; она говорит, что ее 23-летнего брата осудили на 10 лет тюрьмы строгого режима. В Атырау у него осталась жена и двое малолетних детей:

— Их задержали, как террористов. Задержали вместе с женой, повалили на асфальт.

Родственницы некоторых осужденных по обвинению в терроризме. Атырау, 18 апреля 2012 года. Родственницы некоторых осужденных по обвинению в терроризме. Атырау, 18 апреля 2012 года.

​​С годовалым ребенком закинули в машину. Это был предпоследний день Оразы. Где они были сутки — никто не знает. В июле нашей племяшке будет два года, девочка до сих пор не разговаривает, боится людей, после того что случилось 28 августа. И куда бы мы ни ходили, нам везде затыкают рот.

Как говорит Салтанат, ее брат принял ислам шесть-семь лет назад. Официально нигде не работал, занимался ремонтом сотовых телефонов. Салтанат говорит, что устроиться на работу ему не давали представители комитета национальной безопасности.

Закрытый судебный процесс над мусульманами по обвинению в "терроризме" начался 26 марта этого года и проходил параллельно в двух местах — межобластном специализированном уголовном суде, где "судили" 42 человека, и в следственном изоляторе (СИЗО) города Атырау, где "судили" 5 мусульман.

 Правозащитница Тогжан Кизатова говорит, что во время суда никто из родственников не обращался за помощью к правозащитникам. Она предполагает, что на них оказывалось давление. Один из адвокатов подсудимых, по ее словам, во время судебного процесса писал заявление в прокуратуру, что на его подзащитного оказывалось давление, но позже этот подсудимый отказался от своих слов.

— Мне сказали, что они боятся, что им угрожали. Более того, они все предупреждены: будете обращаться в прессу, правозащитные организации — ваши дети получат больше срок. Естественно, родители опасаются, они говорят: мы хотели, чтобы они вообще живыми оттуда вышли, — говорит Тогжан Кизатова.

По ее мнению, среди "подсудимых" могут оказаться как виновные, так и невиновные. Так, по ее словам, на допросы вызывали студентов некоторых вузов Атырау, особый интерес у представителей комитета национальной безопасности вызывали бородатые люди и те, кто носит короткие штаны и посещает мечеть.

По словам Тогжан Кизатовой, она может говорить только то, что говорят в народе. Она рассказывает, что один из мусульман был задержан за то, что спал на собрании единомышленников:

— Он был после уразы; где-то они там вместе собирались, и среди них, видимо, был негласный сотрудник КНБ, и якобы там он говорил и провоцировал какие-то разговоры на религиозные темы. Но в это время мальчик уснул, и все это подтверждают, что он спал. Однако он тоже привлекается. Это сын одной из учительниц в городе, правоверный мусульманин.

Другая история, которую рассказала правозащитница, — о парне, который переписывался на религиозные темы в социальных сетях и общался в скайпе, где его друг попросил выслать ему деньги. «У него это "финансирование террористической деятельности", хотя мальчик говорит, что отправлял деньги своему другу, который попросил, — домой долететь, 200 долларов», — говорит Тогжан Кизатова, сообщает радио АЗАТЛЫК.

Отдел мониторинга

 

Кавказ-Центр