Британские власти выложили в сеть решение по судебному слушанию проведенного судьей Миттингом 30 и 31 марта, а также 5 апреля 2011 года, по делу о депортации таинственного узника британской тайной полиции МИ5, обозначаемого Е1. (Речь идет об Умаре Сугаипове, помощнике Закаева и бывшем представителе президента ЧРИ в Британии – КЦ)
На этом первом процессе суд отказал Е1 в его апелляции на решение госсекретаря британского МВД выслать его из Соединенного Королевства (UK). В документе приводится ряд неопубликованных в СМИ данных об этой личности, которые помогают идентификации этого человека и частично раскрывают его связи с Кадыровым и Закаевым.
В тексте решения, в частности, указывается:
"Е1 родился в Чечне 17 апреля 1966 года. 1 октября 1994 его схватили пророссийские силы и жестоко избили. Ему удалось присоединиться к Масхадову 3 декабря 1994 года.
После перемирия он был назначен префектом одного чеченского района. После выборов Масхадова в президенты он был назначен заместителем командира президентской гвардии, куда входило 800 человек.
Он получил ранения при двух атаках на президента в 1998 и 1999 годах. В июне 1999 года Масхадов послал его в UK сопровождать другого раненого телохранителя, нуждавшегося в лечении. Когда он находился в UK, разразилась вторая война в Чечне.
В течение 2,5 лет он действовал как представитель Масхадова в UK и в других странах Европы. Его советский паспорт имеет многочисленные визы и отметки о въезде, не все из которых поддаются прочтению".
"26 февраля 2003 года ему был выдан паспорт для поездок на 10 лет по Конвенции по беженцам, действительный для всех стран, за исключением России.
В 2008 и 2009 гг. он совершал многочисленные поездки за пределы Англии, по его словам в Турцию, Россию, Италию, Польшу и Украину. В последний раз он выехал из Англии в ноябре 2009.
11 мая 2010 госсекретарь (в UK так называется член кабинета министров, отвечающий за какой-либо министерский департамент, в данном случае за внутренние дела) - КЦ) лично выдал директиву, что он должен быть выслан из UK по причине того, что его присутствие не желательно для общественного блага из-за угрозы, которую он представляет для национальной безопасности.
Он был уведомлен об этом решении в письме, датированном 28 мая 2010. В письме также указывалось, что он больше не признается беженцем в Англии и что его ПМЖ было аннулировано по статье 13(7)(b) закона об иммиграции от 2000 года".
"Основой для решения госсекретаря послужило то, что в октябре 2008 года он присоединился (aligned) к нынешнему президенту Чечни Рамзану Кадырову и мог бы быть готов к выполнению действий в пользу Кадырова на территории Англии.
Как говорят, Кадыров представляет угрозу жизни Закаеву. Г-н Гривз (адвокат - КЦ) указывает, что такая угроза могла бы существовать для национальной безопасности UK, если бы она исходила он русского федерального государства.
Мы не признаем его заявление. Чечня является необычной республикой в связи с тем, что она имеет определенную степень самостоятельности из-за ее истории и политических и военных затрат на проведение федеральной политики в ней военной силой.
Будучи принципиальным вопросом, госсекретарь по нашему мнению имеет право делать заключения о том, что угроза жизни политическому противнику со стороны лидера входящей в федеральное государство республики способна угрожать национальной безопасности Англии точно так, как если бы она исходила от федеральных властей".
"Дело госсекретаря основано на том, что апеллянт переметнулся на другую сторону в ходе продолжающегося уже долгое время конфликта между Закаевым и Кадыровым и теперь представляет угрозу жизни Закаева. Перед тем, как вынести какое-либо суждение по существу этого дела, необходимо понять природу чеченской политики.
Она характеризуется насилием и предательством. Движение за чеченскую независимость, которым руководили Джохар Дудаев и Аслан Масхадов, начиная с первой чеченской войны 1994-1996 разбилось, по крайней мере, на четыре фракции.
Первый раскол произошел во время второй чеченской войны в 1999, когда чеченские националисты, руководимые отцом Кадырова и семье Ямадаевых переметнулись к русским, что дало им возможность быстро захватить равнинные районы Чечни.
В настоящее время есть четыре чеченских фракций, все из которых на данный момент жестко противостоят друг другу. В настоящее время власть принадлежит фракции Кадырова.
Сейчас Кадырову противостоят его бывшие союзники из ямадаевской фракции. Те, кто остается враждебным в отношении русских – (сторонники ЧРИ) - активно бежали из Чечни, а частично ушли в горы.
Они состоят из националистов и исламистов. В 2007 году произошел желчный раскол, когда президент ЧРИ Докку Умаров откололся от Закаева (такое воистину может написать только демократическая полиция, когда президент "откалывается" от своего собственного министра - КЦ).
Умаровская фракция ведет сейчас партизанскую войну (guerrilla war) в горах Чечни и совершает зверства в России - самым последним объявленным была бомбовая атака на московский аэропорт.
На данный момент Кадыров имеет поддержку от Владимира Путина. Однако в чеченской политике можно ожидать чего угодно. Возможна любая комбинация фракций, а переход отдельных лиц из одной фракции в другую - повседневное явление".
"22 октября 2008 года Шаа Тулаев и апеллянт, действуя по приказу Кадырова, прибыли в Вену, где их встретили, среди других, два человека, непосредственно вовлеченных в убийство Исраилова: Эдилов и Леча Богатытиров.
Их целью было (или это включалось в их цель) запустить события, которые привели к убийству Исраилова...
Эдилов (в день убийства - КЦ) в 12.48, 13.03 и 13.06 сделал 3 звонка по телефонам в Чечне. Третий по номеру 79282663482 был Турлаеву...
На открытом заседании больше ничего нельзя сказать о причинах вовлеченности апеллянта к этим событиям и выводах, которые мы из них сделали: что ко времени, когда они закончились, апеллянт был в стане Кадырова и продемонстрировал Кадырову, что он является его приспешником, готовым выполнять его приказы, даже если они предполагают соучастие в серьезных преступлениях, совершенных заграницей.
В части своего свидетельского заявления, датированного 2 ноября 2010, которое он с тех пор не опровергнул, апеллянт говорит, что его поездки заграницу совершались по указанию Закаева, чтобы он встречался там с людьми Кадырова для мирных переговоров.
Он сказал, что Закаев оплачивал эти поездки. Другие поездки совершались, чтобы встретиться с членами семьи и оплачивались этими ими. Он несколько раз возвращался в Чечню в сентябре и ноябре 2008 года исключительно, чтобы навестить своего больного отца.
Мы признаем, что вначале 2008 года он мог также совершить одну или две поездки, которые оплачивались Закаевым для обсуждения отношений между Закаевым и Кадыровым.
Мы также признаем, что одной из целей этих его поездок в Чечню в сентябре и ноябре 2008 года было посещение его отца. Однако мы отрицаем общую направленность этих показаний. Мы считаем, что большинство из этих поездок совершалось в интересах Кадырова и не финансировались Закаевым или родственниками. За исключением поездок к его семье в Лондон, мы считаем, что в принципе все его поездки за пределы Чечни совершались в интересах Кадырова.
До октября 2009 между Кадыровым и Закаевым шли переговоры о возвращении Закаева в Чечню, как это пишет "Российская газета" в статье от 10 февраля 2009. В августе, как представляется, было заключено соглашение о проведении общего чеченского конгресса для выработки единой политической платформы.
Эти переговоры были резко оборваны, когда Закаев дал интервью 26 октября 2009 московскому изданию "Коммерсант-Власть". В нём он повторил свое предложение выдать тела мертвых чеченских лидеров и освободить 20.000 заключенных чеченцев.
Он сказал, что было бы "преступлением" возвратиться в Чечню, если в результате не будет ничего, кроме "бесполезного пиара". Он обвинил русских в использовании исламистского насилия в своих собственных целях.
И, наконец, он охарактеризовал условия в Чечне, указав, что там "аквапарки и проспекты Путина". Террор кадыровского ответа был после этого продемонстрирован в статье о речи, произнесенной Кадыровым на Всемирном форуме чеченцев в Грозном 13 октября 2010.
Он обвинил Закаева в вовлеченности в вооруженное нападение чеченского полевого командира (warlord) Гакаева, на его родную деревню Центорой в конце августа 2010, в котором были убиты 6 полицейских и 17 напавших и ранено несколько гражданских чеченцев (Данные о потерях приведенных британскими полицейскими не соответствуют действительности. Что касается Закаева, то он очень быстро осудил нападение на кадыровский парламент и заявил о своей непричастности к произошедшему – КЦ).
Кадыров сказал, что семьи полицейских и местные раненые "объявили месть Закаеву". Он сказал, что все террористы будут наказаны, "мы доберемся до Закаева...".
На фоне убийства Исраилова и двух братьев Ямадаевых к этим угрозам следует относиться серьезно.
Наше заключение состоит в том, что хорошо обоснована оценка службы безопасности, которую принял госсекретарь, что апеллянт, будучи приспешником Кадырова, мог бы (would), если ему разрешат, возвратившись в UK стать угрозой для Закаева и таким образом для национальной безопасности".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр