По сообщениям литовских СМИ, беларусский языком в Беларуси недостаточно представлен как рабочий и официальный язык, сообщают жители Беларуси. Переход ряда интеллектуалов на беларусскую речь для обозначения своей позиции отнюдь не означает, что это становится общей тенденцией.
Приходится наблюдать тенденцию, когда именно беларусский язык в самой стране для ряда представителей неофициальной культуры становится своего рода формой обозначения позиции по отношению к беларусской, чаще всего русскоязычной, реальности. Официально в Беларуси два языка, но беларусская речь за 17 лет президентства Лукашенко на государственном уровне – редкость. Рабочий язык правящего режима – русский. В то же время оппозиционная пресса беларусская.
Некоторые беларусские историки указывают, что если ситуация с белорусским языком не изменится в ближайшие 10 лет, то беларусов как народ ожидает катастрофа, которая по международным правовым нормам называется сознательным геноцидом.
По свидетельству философа и одного из кураторов Беларусского коллегиума Валентина Акудовича, ситуация с беларусским языком по сравнению с 1990-ми года значительно ухудшилась, особенно с функционированием его как языка общения. Интеллектуальный дискурс не является доминирующим в обществе, продолжает он, а в СМИ, социальной жизни и даже топонимике наблюдается регресс.
«Русскоязычный тон» в стране, по словам Валентина Акудовича, задает Лукашенко. Белорусский язык дал него – это язык, «на котором ничего существенного сказать нельзя и сам им практически не пользуется». Поэтому вся структура власти и государственные учреждения вплоть до институтов культуры, русскоязычные.
Отдел мониторинга
КЦ