Миллиарды долларов инвесторов бегут из России каждую неделю вопреки чаяниям Москвы стать в скором будущем мировым финансовым центром, связывающим Лондон с Гонконгом, пишут западные СМИ.
Ведущий мировой экспортер нефти оказался в странной ситуации: наводненный нефтедолларами и предвидя великолепные перспективы укрепления рубля, что является главными условиями для местных инвестиций, он в то же время теряет капитал рекордными темпами.
Отток денег инвесторов за рубеж достиг 30 миллиардов долларов в конце апреля, приближаясь к аналогичному показателю за весь 2010 год. В мае цифра может составить 8 миллиардов долларов, и в ближайшие месяцы не предвидится снижения темпов вывоза.
«Не поддается простому и ясному объяснению, почему это происходит» — признал председатель Центрального Банка России Сергей Игнатьев.
«Но главная причина заключается в весьма неблагоприятном инвестиционном климате России».
Инвесторы могут возразить, что Игнатьев пытается подсластить пилюлю, так как проблема мздоимства очевидна: Россия в прошлом году заняла 154 место из 178 стран по индексу коррупции Transparency International.
Всемирный банк считает, что Россия является второй самой сложной страной в мире по получению разрешения на строительство, в то время как местные предприниматели часто воспринимают правоохранительные органы и суды как составные части одной системы.
«Когда вы разговариваете с инвесторами, это действительно оказывается одним из их самых больших пунктов», — говорит главный стратег «Уралсиба» Крис Уифер (Chris Weafer).
«Они говорят: смотрите, русские вывозят свои деньги из страны. Почему я должен ехать в Россию, когда русские уезжают?».
Настоящая загадка заключается в том, почему эти гонки по выезду из России становятся все более неистовыми именно в тот момент, когда правительство проводит одну из самых благоприятных для рынка программ за последние годы.
Президент России Дмитрий Медведев в настоящее время обхаживает Запад по поводу создания 10-миллиардрдного совместного инвестиционного фонда и надеется реализовать свои модернизационные усилия, удаляя госназначенцев со своих мест в правлениях компаний.
Обе меры являются элементами более широкой 60-миллиардной программы приватизации, направленной на придание Москве ее желанного статуса центра мировых финансов.
Неопределенность по поводу того, кто возглавит Кремль в следующем году — Медведев или его наставник и предшественник премьер-министр Владимир Путин, может быть одним из факторов, почему инвесторы сейчас пребывают в состоянии нервного возбуждения.
Но аналитики отмечают, что слухи о возвращении Путина циркулируют с последнего дня его второго срока в 2008 году, и вряд ли ими можно объяснить, почему отток валюты почти утроился за последние месяцы.
Есть в игре и другие более технические факторы.
Инфляционные ожидания в России растут, оказывая давление на держателей облигаций в местной валюте. Но помощь, которую эти инвесторы до сих пор получали от укрепления рубля, растворится, когда цены на нефть опустятся со своих недавних максимумов.
«Я думаю, что отток капитала в основном связан с этим», — сказал экономист «Ренессанс Капитал» Ованес Оганесян по поводу продажи рублевых облигаций.
Другим фактором могут быть получаемые дивиденды, порою достигающие 90% прибыли, которые выплачивают такие местные гиганты, как британское совместное предприятие ТНК-ВР.
Но аналитики говорят, что за всеми этими сиюминутными привходящими факторами скрываются более фундаментальные сомнения инвесторов по поводу России как будущего растущего рынка.
Правительство постепенно повышает ставки налога для производителей энергии, чтобы покрыть десятки миллиардов долларов расходов на обещанные перед приближающимися выборами программы.
Рост промышленного производства замедлился в прошлом месяце до уровня чуть выше стагнации, в то время как рост валового внутреннего продукта едва достиг половины темпов до мирового экономического кризиса в 2008 году.
«Люди начинают понимать, что уровень роста, который мы видели в последнее десятилетие, не будет устойчивым без серьезных реформ и крупных инвестиций»,— сказал Уифер из «УралСиба».
Финансовое агентство Oliver Wyman недавно сравнило Москву с другими финансовыми центрами, и показал, что российская столица находится в рейтинге после таких городов, как Манила и Джакарта.
Исследование рекомендовало «усилить требования по регулированию и надзору, улучшить раскрытие информации ... и модернизировать стандарты корпоративного управления», написал в Wall Street Journal представитель агентства Роберт Макйежко (Robert Maciejko).
«В отсутствие усилий со стороны правительства России по сокращению рисков инвестиций в России, вряд ли можно ожидать притока частного капитала в страну», констатировал институт Гайдара в своем ежегодном докладе.
По мнению аналитиков, единственный луч света в том, что бегство капитала прервало разбег курса рубля.
«Это удобная ситуация для правительства: им нравится, что что-то удерживает разгон рубля», — говорит Оганесян.
КЦ