Такого сочетания обстоятельств раньше в стране не было, и оно грозит нанести долговременный ущерб экономике и усилиям президента России Дмитрия Медведева по модернизации.
Впервые частные предприниматели со всех концов России размещают свои деньги за ее пределами, и экономисты считают это признаком неопределенности и глубоко укоренившегося пессимизма.
«Это очень опасная тенденция, потому что она показывает массовость и крупные масштабы», - говорит заместитель директора московского Института современного развития (ИСР) Евгений Гонтмахер.
Чистый отток частного капитала, который начал набирать темпы в прошлом году, за первые четыре месяца 2011 года составил около 30 миллиардов долларов. «Это очень крупная цифра», - заявил в четверг на банковской конференции председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев.
И не исключено, что это на деле лишь около половины реального объема, поскольку остальная его часть уходит через неофициальные и нелегальные каналы.
Деньги можно вывести за рубеж в виде значительных инвестиций в иностранные фирмы. Либо это может произойти тогда, когда отдельный покупатель приобретает офис по продаже недвижимости где-нибудь в Латвии или Черногории, отдавая за него чемодан наличности с намерением купить себе второй дом. Занимающиеся торговлей компании могут манипулировать ценами, оставляя львиную долю своих доходов за пределами России. Другие же допускают в своих бухгалтерских учетах «ошибки и упущения». Мошенничество в данной категории составило в 2010 году в денежном выражении 8 миллиардов долларов, о чем на этой неделе сообщила комиссия Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Еще один способ – это фиктивные сделки по ценным бумагам (еще 14 миллиардов долларов).
И никто не знает, когда это прекратится. Банк России в начале текущего года дал прогноз, что капитал начнет возвращаться в страну к концу марта. Этого не произошло. Затем банк сделал оценку, что в марте из страны ушло 2 миллиарда долларов. Сейчас же он сообщает, что отток капитала в том месяце был равен примерно 6,2 миллиарда долларов, а в апреле увеличился до 7,8 миллиарда.
Политическая неопределенность
Благодаря в основном доходам от продажи дорогой нефти, Россия до сих пор имеет активное сальдо по текущим расчетам. Но в прошлом увеличение нефтяных доходов всегда давало соответствующее увеличение средств на капиталовложения, говорит руководитель московской Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. На сей раз эта волна иссякла, и если цены на нефть не будут расти бесконечно, России со временем все равно придется залезать в свои валютные резервы.
Здесь действуют два фактора
Первый это политическая неопределенность. В будущем году в России состоятся президентские выборы, и никому не известно, кто займет этот пост: Медведев или премьер-министр Владимир Путин. Они говорят, что решат данный вопрос между собой. На самом деле, между ними мало политических различий. Но для любого крупного капиталовложения в стране нужен одобрительный кивок либо первого, либо второго человека, а сейчас бизнес не хочет делать ставку не на того кандидата.
«В нашей стране личные гарантии и личные отношения для крупного бизнеса по-прежнему важнее, чем законы, правила и официальное регулирование», - говорит Гурвич.
Главный экономический советник Кремля Аркадий Дворкович заявил во вторник, что из-за политического знака вопроса капитал будет бежать из страны как минимум до конца года.
Это неисследованная территория. Последний раз Россия сталкивалась с такой политической неопределенностью в 1996 году, когда Борис Ельцин пошел на второй срок, и казалось, что он может проиграть гонку. Тогда в результате взлетели вверх процентные ставки, и это привлекло деньги в страну.
Второй фактор Гурвич деликатно называет «недостатками в бизнес-среде». Это эвфемизм, означающий коррупцию, капризы бюрократии и суды, получающие приказы сверху.
На этой неделе пришло подтверждение в виде нового срока бывшему нефтяному магнату Михаилу Ходорковскому, который потерял и свою компанию, и свою свободу, когда бросил вызов Путину. По мнению Гонтмахера, «это выльется в бегство из России еще нескольких миллиардов долларов».
Единственный частный аэропорт Москвы Домодедово подвергается безжалостному публичному давлению со стороны властей, и это, заявляет Гонтмахер, создает очень заметный и «ужасный» пример.
Жертвы коррупции
Коррупция достигла своей критической точки около двух лет назад, говорит он, и сейчас малым предприятиям очень сложно работать с прибылью. Не способствовало этому и недавнее решение Путина увеличить налог на бизнес с целью получения денег на обещанные повышения пенсий. Сейчас многие малые предприятия регистрируются в Казахстане, говорит экономист и советник Медведева Александр Аузан. В этой стране нет демократии, но по крайней мере, каждому понятны тамошние правила игры.
В четверг организация малого бизнеса провела демонстрации по всей России. В Москве манифестанты пронесли по улицам гроб, на котором было написано «средний класс».
«Люди сейчас разочарованы. Они утратили представление о том, как им жить дальше», - говорит Гонтмахер.
Проблема с пессимистическими ожиданиями состоит в том, что они в данном случае превращаются в самосбывающееся пророчество. Поскольку из страны в поисках безопасных гаваней уплывает все больше и больше денег, шансов на перестройку и реформирование экономики и обеспечивающих ее структур становится меньше и меньше.
Гонтмахер весьма пессимистично относится даже к внезапному росту числа российских миллиардеров, которое, по данным журнала Forbes, в этом году увеличилось с 62 до 101 человека. Он считает, что самые богатые бизнесмены России хватают все, что можно, и пока можно. «Наша элита торопится сделать какие-то деньги, - говорит он, - потому что не знает, чего ждать в будущем году».
КЦ