Так называемая «контр - террористическая стратегия» России и права человека на Северном Кавказе стали лейтмотивом слушаний, прошедших в комиссии Тома Лантоса по правам человека в конгрессе США, передает «Голос Америки».
Открывая слушания, сопредседатель комиссии конгрессмен Джеймс Макговерн отметил реальность угрозы для России исходящей из Северного Кавказа. Вместе с тем он подчеркнул, что под предлогом борьбы с терроризмом (так российская и западная пропаганда называет Джихад -КЦ) российские силовые структуры совершают вопиющие нарушения прав и свобод человека.
Подобная тактика, сказал конгрессмен Макговерн, «не способствует искоренению терроризма».
Специальный докладчик ООН по т.н. «контртерроризму» и правам человека Мартин Шеинин отметил, что российская тактика борьбы с повстанцами на Северном Кавказе неэффективна и порочна, так как допускает вопиющие нарушения прав человека и полную безнаказанность силовых структур, ответственных за насилие.
Эксперт отметил особенности диверсионно-террористических методов, применяемых радикальным подпольем на Северном Кавказе.
В частности: захват заложников, атаки женщин Шахидок, удары по гражданским объектам. Вместе с тем он указал на схожесть методов борьбы России с исламскими повстанцами с тактикой террористов.
Так, эксперт указал, что режим Кадырова использует террористические методы борьбы.
Руководитель офиса по Европе и Центральной Азии международной федерации прав человека Саша Кулаева рассказала о давлении, оказываемом российскими властными структурами на неправительственные организации. В том числе в отказе регистрации, преследовании отдельных правозащитников.
Кулаева отметила, что правозащитная деятельность в России традиционно рассматривается как оппозиция в борьбе с терроризмом. Это ошибочный подход, и эффективность «контртеррористической стратегии» возможна только при неукоснительном соблюдении прав человека, сказала Саша Кулаева.
По мнению директора офиса по России и Евразии, национального фонда демократии Мириам Ланской, ошибочно считать вооруженное сопротивление на Северном Кавказе частью «глобальной войны с терроризмом». Это локальная борьба.
Ланской отметила, что политика отказа от сотрудничества с более либеральной частью сопротивления привела к дефрагментации и радикализации подполья. А в конечном итоге – к расширению географии войны.
Фаворитизм Кремля по отношению к Кадырову способствовал его недоступности для правосудия, сказала Мириам Ланской. Как пример степени безнаказанности русской марионетки эксперт привела пример убийства оппонентов Кадырова на территории иностранных государств и суд над директором общества «Мемориал» Олегом Орловым.
Представитель «Мемориала» в Чечне Дока Ицлаев назвал действия российских оккупационных структур на Северном Кавказе «государственным террором».
Одна из главных причин продолжающегося насилия, по мнению Ицлаева, – в полной безнаказанности России за массовые преступления.
Эксперт «Мемориала» рассказал о продолжающихся исчезновениях людей. По словам Ицлавеа, обстоятельства похищений напрямую указывают на причастность российских спецслужб.
Фабрикация уголовных дел, пытки, внесудебные казни, коррупция, произвол чиновников и массовая безработица способствуют дальнейшей радикализации населения, отметил Дока Ицлаев.
Отдел мониторинга
КЦ