Известный американский специалист по России Пол Гобл обратил внимание на статью, опубликованном московским порталом "Свободная пресса", в которой русские социологи В.С. Магун и М.Г. Руднев засвидетельствовал плачевное состояние русского общества:
"Лечить и учить придётся почти 80% русских – как следует из многолетнего исследования социологов Магуна и Руднева.
Оба учёных несколько лет назад задались целью выяснить, существуют ли среди русских и остальных европейцев ценности, которые их объединяют.
Магун и Руднев обнаружили в России незначительное меньшинство – 22%, которое разделяет ценности их собратьев из старой Европы (в первую очередь из Франции, Швейцарии и Швеции). В числе этих ценностей: «Открытость изменениям» (в ущерб «Сохранению») и средне-высокая ориентация на «Заботу» (в ущерб «Самоутверждению»). «В целом, это более активная и модернизированная часть населения», - пишут учёные.
При этом «русские европейцы» равномерно рассредоточены по профессиям и территории страны, опровергая тезис многих интеллектуалов, что «жизнь есть только внутри Садового кольца в Москве». «Что касается профессиональной принадлежности, уровня образования, а также региона, в котором проживает респондент, то чётких и последовательных различий между «меньшинством» и «большинством» пока обнаружить не удалось.
Возможно, это свидетельствует об относительной равномерности распределения упомянутого меньшинства между регионами и социальными стратами», - делают вывод Магун и Руднев.
При этом те самые 22% «русских европейцев» имеют гораздо больше общего с французом или шведом, чем с остальными 78% своих сограждан, подтверждая вывод многих социологов, что на территории страны есть две России – одна косная, до сих пор описываемая на Западе как «кнут, водка, погром, мужик, медведь и балалайка», и передовая, к которой применимы эпитеты «Ломоносов, Пушкин, Толстой, академик Павлов, Большой театр и Бродский».
Социологи Магур и Руднев эзоповым языком, чтобы не слишком обижать тем самые 78% россиян, описывают устремления и образ жизни остальной России:
«Для русского, в сравнении с жителями других стран, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и потребность в защите со стороны сильного государства, у него слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и ему менее свойственна склонность к риску и стремление к веселью и удовольствиям. Но в то же время речь идет о его сильном стремлении к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию.
Сильная ориентация на личное самоутверждение оставляет в сознании этого человека меньше, чем у представителей других стран, места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружают». В общем, сплошные персонажи Салтыкова-Щедрина.
Социологи делают вывод, что русские неисправимы:
«За 15 лет исследований не зафиксировано заметной динамики ни по одной из шкал (в отличие от многих других «транзитных» стран)». То есть ни роста, ни снижения числа «русских европейцев». Как в начале ельцинского пути было их 22%, так и при медведевских нанотехнологиях столько же и осталось. «Бесполезно делать что-то хорошее и даже плохое. Что воля, что неволя - пусть всё идёт, как и прежде шло».
Пол Гобл отмечает, что с выводами Магуна и Руднева относительно рабской сущности русских согласен другой русский ученый, Магрил. В статье, опубликованной в "Независимой газете", он указывает:
"Макросоциальные стратегии основных групп современного русского общества вновь направлены на его дезорганизацию, а потому и дезинтеграцию.
.
Массовые слои общества характеризует критически низкий уровень взаимного межличностного доверия – всего 24% при среднеевропейском уровне доверия 80–85%. Это порождает политическую беспомощность – более 90% россиян заявляют о том, что не могут влиять на решения властей, – и влечет отказ от политической ответственности за судьбу России – порядка 80% респондентов снимают с себя ответственность за происходящее в стране.
Лишь в 1% современных русских семей считают важным воспитывать у детей демократические ценности, а формировать гражданственность и убеждения – менее чем в 7% семей. Тем самым массово воспроизводятся характеристики человеческого потенциала. Порядка 80% выпускников русских вузов – социально апатичны".
Выводы Магуна, Руднева и Маргула подтверждает русский ученый Пряников. Пол Гобл пишет:
Согласно Пряникову, Россия - "типичная средневековая пиратская республика", а не современная демократия, которую хочет изобразить Москва. "Примерно три четверти русских считают всех остальных русских не соотечественниками, а чужаками", с "которым невозможно доверять и с которыми невозможно сотрудничать".
Отдел мониторинга
КЦ