В то время как российский президент Дмитрий Медведев красуется на мировых политических форумах, в Чечне горят парламент и министерство здравоохранения, пишет немецкое издание Die Welt, на которое ссылается «Немецкая волна».
Москва пребывает в поисках своей роли в глобальном состязании за власть и влияние - причем роли, отнюдь не второстепенной. Но эта страна не выполнила своей основной задачи. У России болит ее "рыхлое подбрюшье".
Эти боли постоянно напоминают о ее этнической неоднородности и слабости интеграционного процесса. Конфликты на ее территории полыхают давно. Чечню не укротили и после двух чрезвычайно жестоких войн: она все равно продолжает стремиться к независимости. Такое стремление овладело также Ингушетией и Дагестаном.
Адекватных ответов на это Москва не находит. Назначение на высокие посты коррумпированных и авторитарных вассалов (вроде Кадырова) в сочетании с несоразмерным военным присутствием - для умиротворения кавказских республик этого мало.
Отсутствие перспектив и притеснения, скорее, трансформируются в опасный "коктейль" из религиозного фанатизма и иррациональной жестокости. Москва по сей день не выработала успешную стратегию и смирилась с тем, что бойня может переместиться в центр страны.
В оправдание своих жестоких действий Москва любит ставить кавказских мятежников на одну доску с "Аль-Каидой", но такое срабатывает лишь на очень короткое время.
В случае, если северокавказские народы, в конце концов, добьются независимости, Россия может утратить очень важный с геостратегической точки зрения регион.
Такого "кровопускания", как в 1991 году, эта держава позволить себе не может. При решении проблемы могла бы помочь Европа. А пока Чечня остается для России зловещим предзнаменованием, напоминанием о потерпевшей провал политики России.
Отдел мониторинга
КЦ