По сообщениям польских государственных СМИ, пресс-секретарь военной прокуратуры Польши Збигнев Ржепа заявил 22 июля, что польские следователи по-прежнему рассматривают 4 версии гибели польской элиты в России в 4/10:
- Банальная авария
- Воздействие внешнего человеческого фактора на действия польской стороны (видимо, имеется в виду диспетчер-стрелочник - КЦ), возможно, со стороны России
- Воздействие третьей стороны, эта версия включает в себя теракт (со стороны кого, естественно, не указывается)
- Плохая организация полета.
Эти ново-старые версии Ржепа повторил в интервью, данным им польской радиостанции TOK FM. Он подчеркнул, что все 4 версии являются одинаково важными.
Ржепа указал, что остановиться на одной из 4 версий, возможно, удастся через несколько месяцев.
- Я не хочу, чтобы мои слова рассматривались как окончательные, но я думаю, что через два-три месяца ситуацию можно прояснить, сделал Ржепа очередное пустопорожнее и никого нечем не обязывающее заверение, от которого потом всегда можно будет отказаться, если его к тому времени не забудут.
Ржепа добавил, что долг польского следствия - информировать общественность, и если расследование приведет к исключению некоторых версий, то общественность будет об этом своевременно проинформирована.
По его словам, на основании экспертизы польшевистского Института химии и радиометрии можно исключить применение обычных взрывчатых веществ. На вопрос, было ли применено сверхсекретное оружие, Ржепа ответил: "Сейчас об этом слишком рано говорить".
Он указал, что в дополнение к протоколам вскрытия жертв авиакатастрофы, он ждет от русских, чтобы они прислали в Польшу свои "нормативно-правовые акты" по вопросам организации воздушного транспорта в России.
Он добавил, что эти "акты" являются не международным, а внутренним документом России, однако польской стороне необходимо с ними ознакомиться, чтобы определить круг служебных обязанностей русских авиадиспетчеров. Польская сторона также ждет от русских протоколов допросов свидетелей и людей, находившихся в башне управления полетами.
Показания самих авиадиспетчеров у польской стороны уже имеются. Пока от русских была получена только треть протоколов допросов свидетелей.
Министр юстиции польшевисткого правительства Кшистоф Квятковский объявил на этой неделе, что требуемые документы, возможно, будут получены в Польше от русских в августе.
Отдел мониторинга