«Национализация» арабов
Арабский национализм - это общее название ряда идеологических направлений XX века, которые утверждали общность, единство и превосходство арабской нации от Марокко до Аравийского полуострова. Разброс националистических группировок и течений внутри общей идеологии арабского национализма был весьма широк - от национализма отдельных арабских племен до панарабизма, который призывал к созданию единого национального арабского государства.
Подъем арабского национализма совпал по времени с глубочайшим кризисом Халифата, который на тот момент был олицетворен Османским султанатом, и повсеместным распространением национализма на Западе и по всему миру.
Первоначально - в первые десятилетия XX века - позиции арабских националистов в арабском мире были насколько ничтожно слабы, настолько же и умерены. Их требования носили исключительно реформистский характер. Максимум, на что они претендовали - это ограниченные арабские автономии в границах Османского султаната. Также они требовали более широкого использования арабского языка в сфере образования и прохождения в мирное время арабскими призывниками воинской службы по месту призыва.
Некоторая радикализация арабских националистов произошла после турецкой революции 1908 года. Тогда движением младотурков был низложен султан Абдул-Хамид II и в Султанате начал реализовываться тюркизированный политический курс нового правительства младотурков.
В 1913 году арабские националисты собрались в Париже на первый Арабский конгресс и официально оформили свои требования к Османскому государству. Тем не менее, даже тогда арабский национализм еще не имел массового распространения и поддержки народа, поскольку по всему исламскому миру еще были сильны идеи обязательного сохранения государственности в лице Султаната.
Этот вариант практически всем мусульманам представлялся единственно возможным вариантом политической организации исламского мира и противостояния нарастающему наступлению западных стран. Национализм не получил широкого распространения даже в Сирии, где по сравнению с остальным арабским миром его позиции были наиболее сильными. Здесь арабские националисты выступали за создание «Великой Сирии», объединяющей земли Сирии, Ливана, Иордании и Палестины.
Националистический мятеж
Националистические настроения в арабском мире получают большее распространение во время распада Османского государства. Преследование правительством младотурков под руководством Джамаль-паши тайных националистических обществ в Дамаске и Бейруте, казни арабских националистов 1915 и 1916 годов только укрепили их позиции в арабской среде.
Кстати, казненные турецким правительством арабские националисты до сих пор почитаются в националистической Сирии, как «шахиды». В их честь возведен мемориал и выделен специальный памятный день «День шахидов».
Во время этих событий за спиной как турок, так и арабов невидимой тенью стояли британские военные и политики, которые только и делали, что подстрекали обе стороны к кровопролитию. Целью британцев был развал единого Османского государства, раздел арабских земель на ряд слабых и зависимых государств.
В 1916 году Томас Эдвард Лоуренс, более известный, как Лоуренс Аравийский, британский археолог и писатель, а также агент Арабского бюро в Каире, организовал против турецкого правительства мятеж арабов во главе с правителем Мекки Хусейном ибн Али. Это восстание было подготовлено Британией для ослабления Османского государства, вступившего в Первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии.
Активным подстрекателем арабов на этот мятеж был представитель британского Верховного комиссара в Египте Генри Макмахон. Он сумел добиться своей цели, обещав арабам от лица британского правительства создание Объединенной арабской республики от Красного до Средиземного моря. Этот мятеж и был настоящим началом панарабского националистического движения.
Знамена национального позора
Участие британцев в пестовании арабского националистического движения, подготовке арабского противостояния турецкому государству и созданию отдельный арабских государств было невероятно плотным. Ярким примером тому может служить тот факт, что во время Первой мировой войны британцы разработали для арабских националистов флаги, состоявшие из четырех цветов - черного, белого, красного и зеленого.
Первоначально эти цвета были разработаны английским дипломатом Марком Сайксом для войск Хусейна, короля Хиджаза, поднявшего арабский мятеж против Османского государства. Стоит отметить, что Марк Сайкс был самым активным участником переговоров с сионистами на предмет создания еврейского государства в Палестине.
Президент Всемирной сионистской организации и первый президент государства «Израиль» Хаим Вейцман писал о Сайксе: «Одной из наших величайших находок был сэр Марк Сайкс, главный министр военного кабинета... Трудно перечислить все услуги, оказанные нам Сайксом... Если бы не советы таких людей, как Сайкс, мы, не имея опыта проведения сложных дипломатических переговоров, несомненно, совершили бы много опасных ошибок...».
Но позже практически все арабские страны приняли за основу эти цвета в разработке своих государственных флагов. И до сих пор над правительственными учреждениями Сирии, Иордании, Египта, Ирака, Палестины, Йемена, Кувейта, Арабских Эмиратов и Судана развеваются флаги, придуманные английскими кукловодами. Это невероятно яркий факт полной деградации арабской элиты, пропитавшейся чуждыми и навязанными извне идеями, и разрушившей собственными руками былое величие арабской нации.
Именно поэтому мечтам арабов о едином государстве не суждено было сбыться. Ни одна сила вокруг них, включая вероломных британцев и новую силу региона - сионистов, не были заинтересованы в объединении арабов. Несмотря на то, что арабские националисты не оставляли попытки объединить расколотую британскими стараниями арабскую нацию в единое государство, все их попытки оборачивались полным крахом.
В 1958 году Египет и Сирия создали общее государство - Объединенную Арабскую Республику. Были также попытки включить в него Ирак и Северный Йемен. В 1972 году ливийский лидер Муаммар Каддафи пытался объединить Ливию, Египет и Сирию в Федерацию арабских республик. В 1974 году Каддафи уже с Хабибом Бургибой, правителем Туниса, попытался объединить два государства в одно. Каждый из этих проектов не мог протянуть и нескольких лет.
Светский национализм и Ислам
Стоит отметить, что с момента своего зарождения националистическое движение в арабском мире носило подчеркнуто светский, секуляристский характер. Это было связано с тем, что эту идеологию в основном разрабатывали преимущественно арабы-христиане из ближневосточных провинций Османского султаната, а иногда и вовсе не арабы (например, один из основателей знаменитой БААС - Партии арабского социалистического возрождения - был армянин М. Афляк). Они были особенно подвержены влиянию европейских идей секулярного национализма.
Видными теоретиками и идеологами арабского национализма были такие деятели, как Амин аль-Райхани, Константин Зурейк, Заки аль-Арсузи, Мишель Афляк и Сати-аль-Хурси. В своих идеологических трудах, посвященных национализму, они делали особый упор на общности происхождения арабов, общности и единстве арабской культуры и истории, вне зависимости от религии и в обязательном противопоставлении арабов другим народам.
Именно они начали разрушение религиозно-идеологического единства арабов и остального исламского мира, начав навязывание им чуждых мусульманам идей национальных государств. Однако они упустили из виду такой момент, который очень тонко подметил индийский философ Рабиндрат Тагор. А именно, что идеи национализма никак не могут служить объединению общества в силу свой изначальной ядовитой природы чувства собственной национальной исключительности.
Тагор как-то сказал: «Нация - одно из самых действенных наркотических средств, которые когда-либо изобрел человек. Под воздействием его испарений целый народ может систематически исполнять программу своего неприкрытого эгоцентризма, нисколько не подозревая о своей моральной испорченности».
Немецкий мыслитель Рудольф Рокер продолжил эту мысль в словах: «Национальный флаг покрывает любую несправедливость, любую бесчеловечность, любую ложь, и, если надо, любое преступление. Коллективная ответственность удушает всякое чувство справедливости у отдельных личностей и заводит человека так далеко, что он совсем не замечает совершенной несправедливости и даже восхваляет как доблесть, если она совершается в интересах нации. Как раз национальные движения... могли быть так часто использованы власть имущими крупных государств для продвижения собственных политических интересов при подтасовке фактов».
Искусственность национализма
Тот же Рудольф Рокер писал: «Вся неразбериха, охватившая весь исламский мир от Марокко до Ирана, является замечательным примером того, как такие события могут быть искусственно вызваны чужими нашептываниями. Если бы в этом случае речь действительно шла о восстании угнетенных народов, которые пользуются удобным случаем, если не за тем, чтобы добиться социального освобождения, то хотя бы, чтобы достичь лучших условий жизни, то можно было бы только пожелать им удачи».
Он прямо подчеркивает, что в случае с арабским национализмом, речь с самого начала шла совершенно о другом. Весь арабский национализм был с самого начала искусственной конструкцией, за чье возникновение стоит скорее «благодарить» внешнюю политику враждующих европейских держав, чем реальные устремления многочисленных арабских народов. Племенам бедуинов, которые представляют собой довольно большие части населения во многих арабских странах, понятие национализма было чуждо уже потому, что они, как кочевники, вообще не имеют постоянного места жительства и представления о единой нации.
При всех этих событиях сами народы никто не спрашивал. В подавляющем большинстве они вообще не понимали внутренних обстоятельств этой игры, в которой им отводилась лишь роль немых соучастников. Это были договоренности между одной европейской державой и горсткой мелких восточных княжеств, которые уж точно не обращались со своим народом лучше какого-нибудь чужеземного правителя.
Не стоит забывать, напоминает Рокер, что весь арабский национализм существовал благодаря всего лишь маленькой интеллектуальной прослойке и поддерживался мелкими арабскими властителями, так как они полагали, что их династийные интересы могут от этого выиграть. Народы не играли при этом вообще никакой роли. Факт то, что во всех новых арабских государствах, несмотря на их официальную независимость, духовное и материальное положение широких масс никак не изменилось.
Поражение национализма
Именно в силу своей искусственности, идеи национализма так и не получили широкой поддержки в арабском народе. А когда на эту проблему наложилась и полная несостоятельность националистов во власти, арабский народ начал вновь вспоминать о своем истинном предназначении.
Кстати говоря, о невозможности отрезать арабов от Ислама говорили и сами националистические идеологи. Примером этого является Мишель Афляк, который вместе с Салях-уд-Дином аль-Битаром и Заки аль-Арсузи встал у истоков создания националистической и социалистической партии БААС, которая затем крепче всего утвердилась в Сирии и Ираке. В первой она является правящей по сей день, во втором - была ликвидирована американцами.
Афляк, сам будучи христианином, рассматривал Ислам как свидетельство «арабского гения», и как-то сказал, что «Мухаммад был воплощением всех арабов. Пусть все арабы сегодня будут Мухаммадами». На его взгляд, арабы достигли своей величайшей славы через принятие и распространение Ислама. Он дал арабам «славное прошлое», которое весьма отличается от «позорного настоящего», писал он.
Именно поэтому Афляк заявил, что арабы должны возродить свое прежнее величие и назвал созданную им партию «БААС», что с арабского и переводится как «Возрождение». Однако Афляк ошибся в том, с чего именно нужно начинать возрождение. Как показал печальный опыт партии БААС, невозможно возрождение величия без возрождения причины этого величия - приверженности арабской нации Исламу.
Практически все национальные арабские государства потерпели сокрушительное поражение в противостоянии вызовам современного мира. Они не смогли обеспечить эффективное управление, самостоятельно накормить свое население и защитить свои территории. Позорные поражения в войнах с «Израилем», невозможность объединиться, полный провал в построении социализма, унижение арабской нации навязыванием дешевой западной культуры, голод, нищета и безграмотность - все эти проблемы сломили хребет националистическим режимам в арабском мире.
Вспомнить об Исламе
Египетский писатель Нагиб Махфуз писал об отходе арабов от идей национализма: «Одной из причин этого отступления является возрождение исламского чувства... Этому движению благоприятствовали различные политические обстоятельства, особенно создание «государства Израиль». В середине XX века арабский мир столкнулся с государством, основанным на религии. Вопрос стал ставиться так: «А почему бы и нам не создать религиозные государства...?»
На самом деле возврат заблудших арабов к Исламу начался еще в 30-е годы XX века. Однако именно после Второй мировой войны и создания «Израиля» данный процесс получил новый импульс. В арабском мире уже четко наметилось укрепление связи арабского национального начала с Исламом. Теперь уже даже самые светские лидеры арабских стран были вынуждены обращаться к Исламу и искать поддержки в его авторитете.
Практически во всех действующих сегодня арабских конституциях Ислам провозглашен государственной религией, а ряд положений Шариата рассматривается как источник права. Несмотря на жесткую и непримиримую борьбу, которую националистические арабские режимы вели с исламской оппозицией, как например с «Братьями-мусульманами», они, как правило, не хотели рисковать и не трогали религиозные учреждения (мечети, медресе и т. п.).
Даже наоборот, тот же самый президент националистической и социалистической Сирии Хафиз Асад, который требовал от сирийцев оставить Коран, начал по совету исламских ученых строить медресе и центры по изучению Священной Книги. Таким образом, он надеялся укрепить свою поддержку в народе.
Саддам Хусейн, провозглашавший строительство в Ираке безрелигиозного общества, начал распространять свои фотографии и видеокадры, на которых он совершал намаз, а также вписал в государственный флаг слова такбира «Аллаху Акбар», после вступления в войну с Ираном. Правда, совершая намаз на памятных кадрах, облетевших весь мир, он допускает серьезную и очень символическую ошибку - после чтения суры «Аль-Фатиха», вместо поясного поклона, сразу же падает ниц, что для человека, регулярно выполняющего молитву, просто немыслимо.
Сегодня некогда популярные идеи арабского национализма, панарабизма, арабского превосходства и необходимости единения на националистической основе, продвигавшиеся Гамалем Абдель-Насером, Хафизом Асадом, Саддамом Хусейном и др. полностью утрачивают свою привлекательность и поддержку в широких слоях арабского населения. Особенно стремительно этот процесс начал развиваться после американского вторжения в Ирак и циничной казни Саддама Хусейна.
И народ, и правители в арабских странах воочию увидели, что хваленый арабский национализм и единство - это пустой звук, неспособный даже организовать месячного сопротивления иностранной оккупации. Единственной силой, способной объединить самих арабов, а также укрепить их поддержкой других народов, поднять их на борьбу и обеспечить народу достойную жизнь, является Ислам, а не очередные «измы»....
Тимур Юсупов
ИсламРу