Смогут ли Россия и США договориться по таким принципиальным вопросам, как размещение американских систем противоракетной обороны в Европе и участие Москвы в Договоре об обычных вооружениях?
Сегодня в российской столице госсекретарь США Кондолиза Райс и американский министр обороны Роберт Гейтс проводят переговоры с главами российского МИДа и оборонного ведомства Сергеем Лавровым и Анатолием Сердюковым. И, как считает большинство экспертов, сторонам просто необходимо найти компромисс - иначе в отношениях России и Запада может начаться новая «холодная» война. Этого мнения придерживается и военный обозреватель Виктор Баранец:
- Почему Соединенные Штаты так обеспокоены возможным выходом России из Договора об обычных вооружениях в Европе? Откуда у Вашингтона такое желание найти компромисс в вопросе размещения американских систем противоракетной обороны в Европе, против чего выступает Москва? Проще говоря, почему США ведут с Россией переговоры, а не действуют в одностороннем порядке?
- Во-первых, я бы обратил ваше внимание на политических аспект, без которого нельзя понять суть проблемы. Путинская Россия - это уже не ельцинская Россия, на которую можно было бы нажать, которую можно было обдурить, которая сама зачастую шла на уступки, лишь бы США дали удержаться ельцинскому режиму. Образно говоря, наивный русский щенок, выросший на нефтедолларах, начал уже показывать зубы.
Второе. Выход из России из ДОВСЕ разрушает скроенную по американским лекалам систему военного потенциала НАТО в Европе, и может лишить ее превосходства.
Третье: выход России из ДОВСЕ уже сейчас вносит раскол в стан НАТО, особенно у приверженцев «справедливо устроенной», на их взгляд, системы европейской безопасности. Я хочу сказать другими словами, что даже в стане НАТО нет единого мнения о том, как же быть дальше с ДОВСЕ. Ряд стран величественно называют ДОВСЕ краеугольным камнем европейской безопасности. Здесь старушка Европа расходится с США - а США, в свою очередь, боятся потерять европейский плацдарм.
В-четвертых, выход России из ДОВСЕ может заставить США призвать союзников играть по правилам. А это значит сокращать вооруженные силы. Я не думаю, что всем это понравится. Вот это тоже причина того беспокойства, которое мы сейчас наблюдаем в Вашингтоне, в Белом доме. Либо мы будем искать какой-то компромисс, либо Москва откажется от ратификации ДОВСЕ, и тогда, в общем-то, придется по новой рыть траншеи «холодной» войны в Европе. И уже итак без того непомерно перезагруженная оружием Европа станет еще более вооруженной.
КЦ