А сколько дивизий у Каспарова?

Ельцин как политик уже давно умер для России. В час, когда пишут некрологи, я, надеясь на их великодушие, предоставлю историкам труд написать портрет этого спорного персонажа, аппаратчика без аппарата. Рассмотрим постсталинскую Россию и связанные с ней иллюзии.

Когда танки восточного блока задушили Пражскую весну, девять человек устроили митинг на Красной площади - девять диссидентов, девять мужчин и женщин, осмелившихся бросить вызов советской диктатуре. Лишь немногих европейских интеллектуалов это потрясло, и им удалось спасти этих героев-одиночек из психиатрических больниц, куда их упекла политическая полиция.

Однако спустя 21 год правительства и генеральные штабы западных стран с изумлением обнаружили, что Солженицын, Сахаров, Буковский и девять диссидентов августа 1968 года победили коммунистическую империю.

Все великие мира сего стали жертвами сталинского синдрома: "А сколько дивизий у Папы Римского?" К несчастью, деспоты гораздо быстрее демократов исправляют свои ошибки в подсчетах. Секретные службы, где получал образование Путин (чтобы потом встать во главе КГБ, перекрещенного в ФСБ, а затем - во главе российского государства), попытались ликвидировать Иоанна Павла II задолго до того, как демократические правительства открыли в себе огромную страсть к борьбе с тоталитаризмом, символом которой стал Войтыла.

Сегодня, сталкиваясь с новым диссидентским движением, проводящим демонстрации в Москве, западные нравственные и политические авторитеты невозмутимы. Париж, Рим, Лондон, Берлин отводят глаза и ведут подсчеты: Путин, его нефть, его газ, его оружие массового уничтожения и вооружения, которые он продает по всей планете, важнее, чем те несколько тысяч демонстрантов, которых избивают, разгоняют и арестовывают репрессивные силы, численность которых в десятки раз больше. Шредер продолжает получать дивиденды в "Газпроме". Ширак с чистой совестью уходит на пенсию без сожалений о том Большом Кресте Почетного легиона, который он повесил на грудь российского лидера. А Романо Проди вспоминает книжки, которые читал в молодости и, похоже, путает Путина и Пушкина.

Анна Политковская убита и уже забыта, как и десятки других журналистов, ставших жертвами заказных убийств. Ликвидированы те, кто вел расследование о заказчиках взрывов жилых домов в Москве (в которых погибло более 300 человек), послуживших поводом для того, чтобы Кремль развязал чеченскую войну. Литвиненко отравлен полонием.

Ходорковский и Трепашкин - в тюрьме, где-то в сибирской глуши. Каждый четвертый или пятый чеченец убит. Сегодня Гарри Каспарову угрожают, не разрешая ему и его товарищам выходить на демонстрации с розой в одной руке и российской конституцией в другой. Сколько голов нужно срубить, сколько судеб покалечить, чтобы дождаться реакции от европейских друзей прав человека?

"Для европейцев 5 тысяч людей на улице - не слишком значимое событие. Но в стране, где участие в демонстрации может иметь серьезные последствия, даже одна тысяча манифестантов - подвиг", - резонно заметил бывший чемпион мира по шахматам. Дорогие читатели, прислушайтесь к эвфемизму, эти смелые манифестанты живут в стране, где "пуля в голову - самый естественный и необременительный способ разрешения любых конфликтов", - предостерегала еще в 2003 году Анна Политковская.

Внимание! Не думайте, что речь идет только об идеализме, морали и ценностях. Не противопоставляйте духовность реализму, этику убеждений этике ответственности.

С каких пор считается "реалистичным" и "ответственным" позволять возродиться у ворот Европейского союза, на шестой части суши автократическому государству, никем не контролируемому, кроме хозяина Кремля, его спецслужб, его армии и его полиции? Неужели мы забыли, что Россия обладает вторым по величине ядерным арсеналом и фантастическими средствами шантажа (нефтью и газом)?

Если посредством цензуры, коррупции, насилия, угроз и убийств подавляется любая критика, парализуется любая оппозиция, никто в российском обществе не будет отстаивать демократию, здравый смысл, ответственность, благоразумие и уважение к человеку.

Неужели вы, Великие Европы, ничему не научились? С вашей точки зрения, разумно уничтожать все внутренние очаги сопротивления, которые могут сдержать единоличную власть, способную - умышленно или по ошибке - взорвать планету?

Надо ли напоминать, что в обращении к Федеральному собранию в апреле 2005 года Владимир Путин озвучил свою оценку истории: "Надо признать, что развал Советского Союза был наибольшей геополитической катастрофой века". В XX веке Хиросима и Освенцим, две мировые войны и миллионы жертв ГУЛАГа не заслужили, с точки зрения нашего лидера, титул "наибольшей катастрофы".

Нет! Такой катастрофой стал конец советской империи, который, как освобождение, праздновали в 1991 году все демократы на планете. Разрушение Грозного, убийство сотен тысяч мирных чеченцев, уничтожение зачатков свободы слова в России, - все свидетельствует об одержимости Кремля - панической боязни любых форм протеста.

Настало время Европейскому союзу сказать о том, что страсть к свободе живет в сердце европейцев со времен Древней Греции. Что эта страсть стала главной причиной создания ЕС. Что эта идея вдохновляла восстания против тоталитаризма в Берлине (1953), пробуждение Польши (1956), восстание в Будапеште (1956), последующие восстания в Праге и Варшаве, вплоть до падения Берлинской стены. И еще: восстание студентов в Белграде против Милошевича, "революция роз" в Тбилиси и "оранжевый декабрь" в Киеве. Сейчас более чем подходящий момент, чтобы громко и разборчиво объяснить, что "Другая Россия" и Гарри Каспаров больше, чем какие-то дивизии, являются душой Европы.


А.Глюксман

Le Figaro

ИноПресса