В Башкирии поджигают офисы российских думских партий и военкоматы, мужчин призывают уходить в подполье и готовиться к борьбе.
Башкирские активисты «Башнацполита», защищавшие гору Куштау от разработки, объявили о создании вооружённого сопротивления (фото башкирского партизана). Они показали шевроны с исламскими символами для будущих бойцов.
Одновременно появился анонимный «Комитет башкирского сопротивления», который призывает к силовым акциям протеста, в том числе к поджогам военкомата и офисов политических партий.
Обе организации выступают за выход Башкортостана из состава России. Политологи считают башкирский национальный протест серьёзным вызовом Москве.
21 сентября, в день, когда была объявлена «частичная мобилизация», в Telegram создали анонимный канал «Комитет башкирского сопротивления». На его обложке изображён сжатый кулак на красном фоне, подпись под ним гласит: «Башкортостан будет свободен!».
Анонимные администраторы в своём первом посте написали, что канал «создан для организации национального сопротивления в Башкортостане против путинской власти».
В следующем посте авторы канала опубликовали фотографию с протеста на горе Куштау в 2020 году и надписью: «В свободном Башкортостане мобилизации не будет».
Они сделали несколько репостов из анархистских телеграм-каналов и выложили две книги — «Азбуку домашнего террориста» и «Краткий учебник городского партизана» — и подписали их как «учебник для башкирского бойца сопротивления» и «учебное пособие для башкирского городского партизана».
23 сентября в канале появился призыв поджигать военкоматы, чтобы «сорвать мобилизацию и дать время уйти от неё как можно большим призывникам». А ранним утром 24 сентября в небольшом башкирском городе Салават (назван в честь Салавата Юлаева, национального героя, участника пугачёвского восстания) на крыльце местного офиса «Единой России» подожгли резиновые покрышки.
«Комитет башкирского сопротивления» сообщил о поджоге днем 24 сентября после того, как новость об этом появилась в паблике «Пожарное сообщество | ЮГ Республики Башкортостан». Администраторы анонимного телеграм-канала тогда написали, что акцию провели некие «башкирские партизаны».
В ночь на 3 октября в Салавате был подожжён ещё один офис. На этот раз принадлежащий КПРФ. Коммунисты сами сообщили о произошедшем. С их слов, они узнали о поджоге только 4 октября, когда пришли на работу.
«Комитет башкирского сопротивления» написал о поджоге 5 октября. «КПРФ точно также поддержал агрессию против Украины, а значит они такие же пособники преступника Путина», — заявили анонимные администраторы канала.
За день до этого поста «Комитет башкирского сопротивления» выдвинул башкирским чиновникам и депутатам ультиматум. Активисты потребовали от представителей власти остановить акт «скрытого этноцида автохтонного населения» — мобилизацию в башкирских и татарских деревнях. С чиновниками и депутатами, поддерживающими мобилизацию, они пообещали поступать «как с палачами и мясниками».
Ночью 8 октября в райцентре Архангельского района в 65 километрах от Уфы подожгли военкомат. Со слов очевидцев в окно бросили бутылку с горючей смесью. «Комитет башкирского сопротивления» выложил пост о поджоге на следующий день, написав, что это сделали «бойцы подпольного движения».
Башкирские чиновники и силовые структуры поджоги до сих пор никак не прокомментировали. О возбуждении уголовных дел и задержании подозреваемых не сообщалось.
Кто стоит за созданием канала, остаётся загадкой.
О том, что за поджогами стоят некие башкирские партизаны, в своём телеграм-канале рассказывал лидер башкирских националистов Руслан Габбасов.
10 октября он написал, что в республике есть подпольное движение сопротивления. Габбасов выложил фото мужчины в арафатке, военной рубашке и с оружием, похожим на автомат Калашникова, и написал, что это башкирский партизан подпольного движения.
Габбасов заявил журналистам, что знает создателей «партизанского» телеграм-канала. «Это реальные люди, имеющие прямое отношение к Башкортостану», — сказал он.
С начала вторжения России в Украину Руслан Габбасов и возглавляемый им «Башкирский национальный политический центр», или «Башнацполит», последовательно призывают башкир не участвовать «в братоубийственной войне двух родственных славянских народов» и не становиться наёмниками, «поддавшись на агитацию имперских пропагандистов».
Габбасов создал «Башнацполит» в конце прошлого года. Движение, по сути, стало преемником крупнейшей национальной организации «Башкорт», которую также возглавлял Габбасов — в 2020 году Верховный суд республики признал её экстремистской организацией и запретил её деятельность. Но если «Башкорт» выступал за федерализацию, то активисты «Башнацполит» с начала военных действий выступают за выход Башкортостана из состава России.
В августе «Башнацполит» в своём телеграм-канале объявил, что башкирское национальное движение начинает борьбу за «Свободный Башкортостан, за построение Башкирской политической нации».
На своём YouTube-канале Габбасов рассказал о политической программе «Башнацполита»: первый пункт — добиться для Башкортостана суверенитета.
Активисты хотят, чтобы республика вышла из состава России и стала независимым государством со своей армией. Армия может объединиться с вооружёнными силами других республик, если Башкортостан войдет в состав конфедерации или союза независимых республик.
Основой башкирского государства, по задумке националистов, будет «башкирская политическая нация». В неё войдут башкиры — «ведущая политическая сила» — и жители Башкортостана любых других национальностей, которые считают республику «родным домом, своей родиной».
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр