Крысу, загнанную в угол, никто не боится

Крысу, загнанную в угол, никто не боится

Путин совершил роковую ошибку под конец своей жизни. Более 20 лет он пугал мир и делал это весьма успешно, выбивая себе преференции и расширяя влияние.

Он с упоением показывал и рассказывал, как может превратить Америку в ядерный пепел, подкупал европейскую элиту, устраивал теракты в Европе, в т.ч. с применением оружия массового поражения, делая это открыто, бравируя «успехами».

Впервые Путин почувствовал вкус безнаказанности после того, как утопил в крови Чечню при поддержке Запада. Чувство безнаказанности увеличилось в разы после захвата части Грузии, демонстративного убийства польской военно-политической элиты, резни в Сирии и как финальный аккорд – захват Крыма и части Донбасса.

Головокружение от успехов на фоне «синдрома Ходжи Насреддина», заставило его уверовать в собственную ложь о превосходстве российского вооружения. Подогретый баснями о готовности украинцев встречать его с цветами и танцами, Путин решил, что настало время окончательно решить украинский вопрос.

Уверенности кремлевскому главарю придавал и тот факт, что западные страны все как один прогнозировали, что Киев падет за 2 дня, а США даже предлагали Зеленскому покинуть столицу и перебраться в безопасное место.

Роковой шаг кремлевский главарь сделал 24 февраля 2022 года. Но уже в первые дни войны украинцы посрамили головастых западных военных экспертов. Стало ясно, что «все идет не так».

Прошло 8 месяцев. Сегодня на экранах ТВ мы видим вместо играющего желваками грозного кремлевского пахана, растерянного заморыша, который объявляет мобилизацию в надежде спасти свою жалкую жизнь от гнева взращенной им кровавой клоаки, жаждущей величия России и новых побед.

В результате абсолютно бездарной авантюры Путин растерял все наработанные за 20 лет дивиденды, накопленные на страхе и мифе о всемогущем московском царе.

Сегодня кремлевского карлика никто не боится. На это, в частности, указывает и реакция западных стран на объявленную Путиным мобилизацию и новые угрозы применения ядерного оружия.

В американской прессе, например, выражена почти единодушная реакция американской элиты: решение Путина и ядерный шантаж - это свидетельство крайне тяжелой ситуации, в которой оказалась российская армия, вторгшаяся в Украину.

«Путин в отчаянной попытке эскалации ситуации в Украине», – пишет Wall Street Journal. «Не поддавайтесь путинскому блефу! Россия проигрывает», – считает Washington Post. «Новое решение Путина свидетельствует о его слабости», – указывает Newsday.

Попытка Путина угрозами применения ядерного оружия внушить страхи не сработала. Его выступление вызвало в США иные чувства. Буквально через несколько часов после трансляции речи Путина президент США Байден ясно дал понять, что ответ будет немедленным и для России сокрушительным.

Пресс-секретарь Совета по национальной безопасности США Джон Кирби напомнил, что это не первая за последние месяцы подобная угроза, прозвучавшая из Кремля и ее в американском правительстве воспринимают достаточно серьезно.

По его словам, США наблюдают за ядерным арсеналом России и готовы принять ответные меры, если будут замечены изменения в расстановке ядерных сил. (то есть, меры будут приняты даже не на взлете ракеты, а на стадии задумки такой запуск совершить).

Эксперты комментируют планы Путина:

– «Путин, я думаю, считает, что если ему удастся значительно пополнить ряды своей армии благодаря мобилизации, восполнить арсеналы оружия, чтобы продержаться на нынешних позициях несколько месяцев, то зимой отсутствие российских поставок природного газа вынудит Европу сдаться и, как бывало прежде, ситуация обернется в его пользу. Но этого не произойдет», – говорит, в частности, Стивен Бланк, научный сотрудник филадельфийского Института внешнеполитических исследований.

«Китай в последние дни ясно дал понять, что Кремлю не нужно рассчитывать на его поддержку. Пхеньян даст Путину оружие в обмен на нефть, но оружие не способно переломить ход войны, потому что Запад предоставит Украине все, что ей необходимо, и это оружие значительно лучше того, чем располагает Россия.

Вдобавок западные страны продолжают масштабную подготовку офицеров для украинской армии.

Если у кремлевского руководства достанет безумия, чтобы переступить через ядерное табу, то полное поражение России будет еще более быстрым. Потому, что использование тактического ядерного оружия в Украине не принесет Кремлю никакой тактической или стратегической выгоды, но резко повысит вероятность ответа со стороны стран НАТО.

Путину не стоит забывать, что сдерживающий эффект ядерного арсенала работает только до момента использования ядерного оружия. Если оно будет применено, НАТО не будет бездействовать. Если Путин применит ядерное оружие в Украине, я не представляю, что НАТО скажет «нас это не волнует».

Однако применение Россией ядерного оружия в результате неудачного для нее хода войны против Украины нельзя исключить полностью, на фоне надвигающегося поражения на поле боя, считает заместитель директора Кеннановского института в вашингтонском Центре Вильсона Уильям Померанц.

– «Я думаю, что Путин загнан в угол, и его заявление о готовности применить ядерное оружие свидетельствует о том, что он ищет выход из этой ситуации. Осуществит ли он свою угрозу, никто не знает, но западные правительства должны быть готовы к такому повороту событий, тем более, что он уже, на мой взгляд, превратил ядерную энергию в оружие, подвергая ударам территорию Запорожской АЭС.

Он уже бросает вызов Западу, демонстрируя, что Россия готова допустить радиоактивное заражение в целях защиты своих интересов и предотвращения полного поражения в Украине.

Эти заявления Путина я бы воспринимал вполне серьезно, поскольку мы не знаем, что у него происходит в голове, блефует ли он или действительно готов разыгрывать свою козырную ядерную карту».

В свою очередь американский публицист, специалист по России Дэвид Саттер указывает:

– «На мой взгляд, эта угроза – часть военной стратегии, цель которой – убедить Вашингтон и его союзников не оказывать Киеву полной поддержки, например, не предоставлять ему оружия дальнего радиуса действия, с помощью которого он может наносить удары по территории России.

Ключевая задача для западных столиц – убедить Путина, что их реакция на применение Россией ядерного оружия обернется негативными последствиями не только для страны, но и для самого Путина.

Я думаю, что угроза применения Россией тактического ядерного оружия пока заставляет Запад воздерживаться от поставок Киеву самых эффективных вооружений.

Применение ядерного оружия наверняка приведет, по меньшей мере, к отмене этих ограничений. Кстати, протесты против объявления «частичной мобилизации» показывают, что Путин мог совершить большой просчет.

Я не думаю, что ему угрожают массовые протесты. Ключевым в этой ситуации будет поведение спецслужб и армии, а в обеих этих институциях есть люди, которые осознают губительность этой политики Путина и у кого нет желания сойтись в смертельной схватке с Украиной, в которой не будет победителей», – считает Саттер.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр