В ночь с 31 января на 1 февраля 2000 года примерно от 3-х до 4-х тысяч муджахидов, защищавших Джохар, пошли на прорыв, после того как Шамиль Басаев принял решение выйти из окруженной российскими войсками столицы Чечни, чтобы сохранить боевые силы и продолжить военные действия.
Направление прорыва было определено после разведки. Муджахиды выдвинулись в сторону Алхан-Калы (Ермоловка). На этом направлении русские установили несколько рядов минных заграждений.
После короткого совещания командование муджахидов приняло решение, что во главе колонны пойдут чеченские командиры, чтобы своими телами расчистить дорогу рядовым муджахидам. Возглавил колонну Шамиль Басаев ВИДЕО.
В этом прорыве шахидами, иншааЛлах, стали многие известные чеченские амиры, которые ценой своей жизни спасали муджахидов. Этот беспрецедентный подвиг навсегда войдет в историю чеченского народа, как пример мужества, чести, героизма и достоинства командиров.
После прорыва окружения, в котором стали шахидами, иншааЛлах, по разным оценкам от 150 до 250 муджахидов (ВИДЕО), русская пропаганда как обычно начала рассказывать небылицы про «хитрый план», с помощью которого бравые российские генералы «заманили в ловушку боевиков». Пропагандисты даже придумали название «спецоперации», которой не было «Охота на волков».
О том, что произошло на самом деле, и том, что прорыв чеченских муджахидов стал полной неожиданностью для русских, рассказал кровавый палач и садист, военный преступник Шаманов, которого никто не сможет заподозрить к симпатиям к чеченцам.
В том же году осенью, уже будучи губернатором Ульяновской области, Шаманов дал интервью газете «Завтра», в котором раскрыл некоторые «государственные секреты» тех событий:
- Судя по всему здесь описывается то, что потом назвали «Охота на волков». Как задумывалась эта операция?
- Да она никак не задумывалась. Никто этой операции специально не готовил. Был полный крах принятого к действию плана по «зачистке» Грозного силами МВД. Но к этому времени нам удалось выстроить коридор, по которому мы, хоть и ограниченные в силах и средствах, все-таки смогли потащить боевиков. И затем в течение восьми суток беспрерывного преследования мы уничтожали формирования, которые вырвались из Грозного.
- Значит, операции «Охота на волков» не было, хотя, уверены, в военной истории она останется под этим названием и будет связана с вашим именем. А что было?
- Было следующее. Удалось поставить три полосы минных полей, причем первая полоса - управляемая. Честно говоря, мы не ожидали, что такое количество боевиков пойдет в нашу сторону. Мы ждали человек 300, ну, 500 максимум. Потому что считали, что главные силы с Басаевым и Хаттабом пойдут на Шали-Серженьюрт-Ведено.
(Комментарий автора: Как видим, первым начал ломать миф о блестяще задуманной и проведённой операции сам командующий направления, где происходили главные события! Приведённый в самом начале текст заявления был вынужденной необходимостью, пропагандой во время войны. Но собственная пропаганда ,видимо, подействовала даже на командование, и собственный блеф был принят за действительность).
Итак, боевики решили уходить. Но как выйти из окруженного города?
Для этого было решено организовать коридор на юго-западе Грозного. О том, что не было никакой заранее спланированной «охоты», в частности, свидетельствует такой факт.
Незадолго до известных событий генерал, сменивший недавно погибшего Малофеева, прибыв в одну из воинских частей, блокировавших Грозный, подробно рассказывал, поскольку сотен мин нужно установить для предотвращения прорыва боевиков на... север.
Офицер ГРУ возразил ему, что в этом месте прорыва не ожидается и, сославшись на свои источники, назвал предполагаемое место прорыва. Мало того, он сказал, что по его информации на этом участке наши бойцы за деньги выпускали боевиков из Грозного даже на машинах.
Генерал ответил, что этот факт ему тоже известен, и теперь эту роту перебросили в другое место. (Прошу заметить, что никого не арестовали и не судили за пособничество боевикам, а просто подразделение поставили в другое место, как не справившееся со своей задачей.)
Также разведчик доложил, что по коридору Алды - пос.Кирова - Алхан-Кала - Закан-Юрт каждую ночь уходят небольшие группы боевиков, которые прощупывают надежность этого коридора для последующего массового прорыва. Эту же информацию подтверждали данные радиоперехвата. Однако каких-либо серьезных мер принято не было.
Информация о действующем коридоре стала известна и командованию подразделений спецназа ФСБ в Чечне. Совместная группа «Альфы» и «Вымпела» вышла на этот участок и организовала засаду. Просидев три ночи и не дождавшись «духов», спецназовцы заминировали проход.
Итак, можно сделать вывод, что все трескучие фразы о «заманивании» в специально предоставленный коридор (не говоря уже о байке про внедрение агента!) являются досужими домыслами. Все последующие события в Чечне весной 2000 года говорят о истинности утверждений полковника.
Сказка о хитро спланированной операции, в результате которой «духов» выманили из Грозного, а затем «накрошили в мелкий винегрет», была придумана несколькими днями позже (т.е. уже после прорыва 31.01.-1.02.2000) для того, чтобы прикрыть свой просчёт. На самом деле никто эту акцию, кроме «духов» не планировал.
В течении декабря и января сапёрной ротой, ночами, были выставлены три минных поля.
Первое: на начале маршрута движения боевиков. На участке между рекой Сунжа и каналом, идущим из Грозного. Размер минного поля: 150 метров шириной и 350 метров глубиной, оно заканчивалось перед мостиком через Сунжу.
Второе минное поле от канала с мостиком протянулось на 500 метров и было шириной 300 метров - от берега Сунжи до насыпи железной дороги.
Третье: глубиной до восьмисот метров, шириной метров триста. Его сумели сапёры незаметно дотянуть почти до окраин Алхан-Калы. Что касается реки, то минирование было сделано: в реку было всажено две кассеты мин К-ПОМ-2С и ПФМ-1С - всего около 150 мин.
Всего было поставлено около двух тысяч мин.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр