Германская пресса продолжает активно комментировать убийство уроженца Панкиси Зелимхана Хангошвили. Напомним, что теракт был проведен в конце августа в центре Берлина. Полиция схватила киллера с фальшивым российским паспортом.
Следствие изучает версию о политическом убийстве. Свое мнение об организаторах и заказчиках теракта высказал профессор Марк Галеотти, специалист по российским спецслужбам и автор книги «Воры» о преступности в России.
В интервью «Немецкой волне» он заявил, что вероятнее всего это было заказное убийство, организованное «государственными элементами из России». По его словам нельзя полностью исключать версию о причастности к теракту лично Кадырова, но с учетом данных расследования Der Spiegel о предполагаемом убийце с паспортом на имя «Вадим Соколов», деталей получения им загранпаспорта и того, что сам он не чеченец, есть основания предполагать, что скорее всего он работал по прямому заданию Москвы, хотя и в случае с Кадыровым это то же самое – за убийством стоит Кремль.
По мнению эксперта, киллер либо сотрудник спецслужб, либо наемник. В этой связи он напомнил о военной разведке ГРУ, которую обвиняют в попытке убийства Скрипаля.
Марк Галеотти указал, что все российские спецслужбы занимаются убийствами. Поэтому не стоит удивляться, что киллер возможно работает на ФСБ, которая, в частности, «курирует чеченцев».
Наличие нескольких татуировок может указывать на то, что это не обычный офицер разведки. Он может оказаться бандитом, нанятым ФСБ. Ранее ФСБ нанимала бандитов для такого рода терактов, например, в случаях с некоторыми убийствами в Турции.
«Хотя еще рано делать выводы, предположу, что он, скорее, преступник, нанятый ФСБ, чем шпион», считает эксперт.
Внешне убийца похож на бандита из кино, это очень яркий типаж. Зачем такого отправлять для убийства за границу?
Дело в том, считает Марк Галеотти, когда агенты могут работать над несколькими заданиями в разных странах под вымышленным именем или несколькими именами, становится все труднее реализовать. Этому мешают камеры наблюдения в аэропортах, биометрические данные и так далее. Поэтому русские используют тех, кого можно назвать «одноразовыми» убийцами. Это было в случае со Скрипалем.
Оба химических террориста не были профессиональными убийцами, они были из спецназа. Иными словами, их используют для спецопераций, понимая, что их личности будут установлены. Но это не имеет значения, поскольку они потом возвращаются к своей обычной работе. Сейчас в Берлине, похоже, тоже случай «одноразового использования».
Эксперт обратил внимание на то, что в случае с убийством в Берлине очень необычно то, как киллер смог так быстро и так легко получить визу во французском посольстве, причем с очень небрежно заполненными документами. Он упомянул адрес проживания, которого не существует. Сказал, что работает в компании, но не назвал ее. При этом хорошо известно, как трудно обычным россиянам получить визу.
По мнению Марк Галеотти это убийство снова демонстрирует, что русские перестали беспокоиться о политических последствиях. Они сфабриковали документы на визу во Францию и организовали убийство в Германии – а это две доминирующие европейские державы, с которыми Москва вряд ли хочет осложнять отношения еще больше.
«Или они считают, что этот убитый человек не имеет большого значения, во что трудно поверить, или они уверены, что последствия удастся сгладить. Такой расчет был в случае со Скрипалем, и они ошиблись. Их удивила международная реакция, высылка дипломатов», - указал эксперт.
Если следствие придет к выводу, что это политическое убийство должна последовать соответствующая реакцию со стороны Германии, уверез Марк Галеотти.
«Реакция должна быть. Исторически НАТО была защитой от военной агрессии, причем очень успешной. Это символ солидарности - нападение на одну страну считается нападением на всех. В случае таких невоенных действий, от хакерских атак до убийств, ситуация иная. Даже какого-то серьезного ответа часто нет. Но если эта версия подтвердится, не только Германия, но и другие страны должны будут отреагировать».
Между тем ряд российских СМИ, в том числе радио «Свобода» и ее филиал «Эхо Кавказа» опубликовали недостоверную информацию о Зелимхане Хангошвили. Так «Эхо Кавказа» выложило такую версию:
Цитата:
«Как утверждают источники, близко знавшие выходца из Панкиси Зелимхана Хангошвили, было несколько причин, чтобы заставить его замолчать навсегда. Он был приближенным чеченского президента Аслана Масхадова во вторую русско-чеченскую военную кампанию.
Зелимхан рассказывал, что точно знает, что Аслана Масхадова предварительно убили, заманив на встречу на самом высшем уровне, используя самых близких и доверенных ему людей. В Толстой Юрт же привезли его тело и инсценировали спецоперацию. Каким образом ему самому удалось избежать убийства или ареста, история умалчивает.
Также его участие в странной спецоперации грузинских силовиков в Лапанкури в 2012 году против чеченских ребят, которых перед этим завербовали как в Панкиси, так и в европейских странах. В подготовке к этой операции активное участие принимал брат Доку Умарова, провозгласившего Имарат Кавказ, Ахмад Умаров. Зелимхан Хангошвили тогда был переговорщиком между МВД и боевиками».
Укажем в этой связи, что вышеизложенное не соответствует действительности. Близкие друзья опровергают версию о том, что Зелимхан Хангошвили был «доверенным лицом» Масхадова.
Хангошвили встречался с Масхадовым один раз в 2002 году во время большой Шуры. Других контактов у них не было и он никогда не был его «доверенным лицом».
Кроме того, Зелимхан Хангошвили никогда не говорил и не утверждал, что Аслана Масхадова убили в другом месте и затем привезли в Толстой Юрт. Это ложная информация, которая запускается определенными деятелями в Европе, озабоченных своей ролью в убийстве Масхадова. Кроме того, эта деза запускается с целью запутать следы, намекая на роль самого Зелимхана Хангошвили в смерти Масхадова.
Хангошвили не участвовал в «странной операции» против чеченцев в грузинском Лапанкуре, но был посредником в переговорах по инициативе властей Грузии.
Докку Умаров категорически запретил Ахмеду Чатаеву, тогда представителю. Имарата Кавказ, выдвигать отряд муджахидов, и приказал отменить операцию, однако Чатаев скрыл приказ Докку Умарова от остальных муджахидов и направил отряд в Дагестан. Спустя некоторое время после этих событий Чатаев был снят с должности представителя ИК.
Что касается Ахмада Умарова, то он дважды довел до Чатаева приказ Докку Умарова о запрете любых передвижений муджахидов в любом направлении, на что Чатаев заверил, что ничего не планирует и вообще не понимает, о чем идет речь. Через двое суток после этого разговора он направил отряд в Дагестан.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр