В том, что касается кибератак, Европа и США могут причинить России гораздо больший вред, чем наоборот, пишет обозреватель Daily Telegraph Кон Кохлин, которого цитирует Би-би-си.
Если авиаудар по Сирии нас чему и научил, указывает автор, так это тому, что, когда дело доходит до защиты режима Асада, Кремль на поверку оказывается лишь бумажным тигром. Это выражение англичане заимствовали из китайского языка в значении «огородное пугало», то есть «грозно выглядящий, но совершенно не опасный противник».
Лишь несколько дней назад главные пропагандисты в Кремле пытались запугать всех идеей о том, что удар по Асаду приведет к армагеддону. Эту идею с готовностью подхватила Би-би-си, каждый новостной выпуск которой предупреждал о нависшей угрозе третьей мировой войны, пишет автор.
Однако мы все еще живы, пишет автор. США, Британия и Франция поразили инфраструктуру химического оружия режима Асада (на самом деле разбомбили пустые казармы и здания -КЦ), а возмущенные русские так и не выпустили ни одного снаряда в ответ.
Живущий в воображаемом мире Кремль, конечно, хотел бы, чтобы мы считали иначе. Он уверяет, что системы ПВО Асада из более чем 100 ракет сумели сбить большую часть. Но даже эта выдумка быстро сдулась, после того как люди Асада продемонстрировали фотографии с полностью уничтоженными объектами, сообщает журналист.
Впрочем, мрачные предупреждения Москвы о непредсказуемых военных последствиях не стали единственной ложью, озвученной Кремлем. Беспомощно пытаясь отбиться от обвинений в причастности к отравлению в Солсбери, русские заявили, что за отравлением с применением военного нервно-паралитического вещества стоят британские власти.
Когда попытка провалилась, они заявили, что применение химоружия в пригороде Дамаска Думе, который находился под контролем сил оппозиции, также якобы санкционировали британские спецслужбы.
Хотя кремлевская пропагандистская машина работала на полную мощность, ее ложь не сработала и предотвратить авианалеты не удалось. В результате Запад понял, что Кремль блефует, и теперь Путин и его дружки стали посмешищем для всего мира, считает Кохлин.
По мнению автора, хотя и удалось «пристыдить» Россию из-за ее абсурдной позиции по сирийскому вопросу, это не означает, что можно сбрасывать со счетов угрозу, которую она представляет в других сферах. Возможно, Путину не удалось защитить своего союзника в Дамаске, но он решительно настроен ослабить Запад любыми возможными способами.
Как показали недавние события, Россия не может тягаться с Западов в военной мощи, поэтому Путин просто прибегнет к другим средствам - например, кибератакам, предполагает автор.
Вскоре после авиаудара в Сирии британский Национальный центр компьютерной безопасности предупредил, что вероятность разрушительной кибератаки со стороны России достигла максимального уровня.
Сразу после авиаудара Кремль инициировал крупную кампанию по распространению фейковых новостей ботами - например, о якобы сбитых ракетах. Представителей британских властей предупредили, что, возможно, это признак готовящейся Москвой кибератаки на критически важные инфраструктурные объекты, в числе которых - электросети, аварийно-спасательные службы и подразделения вооруженных сил.
Никто не ставит под сомнение способность России пойти на подобный шаг - ее целями уже становились некоторые европейские организации и структуры, от системы национального здравоохранения в Британии до Бундестага в Берлине.
Но у русских есть другая проблема - и не только то, что Европа и США научились эффективнее определять подобные атаки и защищать себя от них. Дело в том, что на Западе разработали собственные меры осуществления кибератак, которые, как утверждает Кохлин со ссылкой на информированные источники, могут нанести России урон в огромных масштабах.
Россия при Путине стала государством-изгоем, и относиться к ней нужно соответствующе, пишет автор. Ограниченное военное вмешательство против режима Асада, возможно, и завершилось. Но пока не видно конца более обширной кампании по сдерживанию угрозы, которую несут в себе такие государства-изгои, как Сирия и Россия, резюмирует обозреватель Daily Telegraph.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр