В сети интернет и в ряде беларусских независимых изданий активно обсуждается угроза военного вторжения России с целью захвата Беларуси по «крымскому сценарию».
В качестве возможных вариантов действий России упоминается тактика т.н. гибридной войны, которую русские использовали при захвате части территории Украины.
О том, что события в Украине приняли характер именно гибридной войны, одним из первых еще в апреле 2014 года заявил генерал-майор в отставке Франк ван Каппен, член верхней палаты парламента Нидерландов. В прошлом он занимал должность советника по безопасности при ООН и НАТО.
Определяя содержание этого термина, ван Каппен отметил, что «государство, которое ведет гибридную войну, совершает сделку с негосударственными исполнителями-боевиками, группами местного населения, организациями, связь с которыми формально полностью отрицается». На эти формирования можно переложить всю «грязную работу».
Как считает украинский политический аналитик Владимир Горбулин, наиболее четко признаки войны этого типа продемонстрировали аннексия Крыма Россией весной 2014 года, а затем — организация террористической войны на юго-востоке Украины и полномасштабное вторжение российских подразделений в восточные области Украины.
В свою очередь один из российских генералов, т.н. «доктор военных наук» Анатолий Зайцев, опубликовал в еженедельнике «Военно-промышленный курьер» в сентябре 2014 года.
По его мнению, весьма поучительными для планирования наступательных операций в войнах будущего выглядят отдельные аспекты применения специальных подразделений России в Крыму. «Прежде всего это относится к методам внезапного блокирования возможных очагов сопротивления вероятного противника», — подчеркнул Зайцев.
The Financial Times писала, что нападение на восточную Украину началось не как полномасштабная, открытая атака, но как «ползучее, труднозаметное для радаров наступление».
По мнению ряда украинских экспертов, такого развития событий можно было бы избежать, имей руководство страны такой инструмент, как силы специальных операций (ССО).
Ход событий в Украине серьезно озаботил страны НАТО и соседей России. Для противодействия возможной гибридной агрессии Москвы государства альянса договорились о создании сил быстрого реагирования, получивших название «Объединенной оперативной группы повышенной боеготовности» (Very High Readiness Joint Task Force), и приняли план их развития.
Ряд экспертов указало, что следующей целью Кремля могуть стать не страны Балтии, где уже размещаются мобильные подразделения НАТО, а союзная Беларусь.
Однако обстановка в Беларуси иная, чем в Украине. Лукашенко никогда не доверял Кремлю и прекрасно осведомлен о вероломстве своего союзника.
Эксперты указывают в этой связи, что даже если КГБ и МВД Беларуси что-то проморгают и события начнут развиваться по украинскому сценарию, в резерве у Лукашенко есть эффективное средство против гибридной войны: Силы специальных операций (ССО), созданные еще в 2007 году и насчитывающие сейчас порядка 6 тысяч бойцов.
Их основные задачи — контрдиверсионная деятельность, разведка, выполнение специальными методами различных задач в целях прекращения вооруженного конфликта в отношении Беларуси. Они являются одним из основных элементов стратегического сдерживания агрессии России.
Сегодня белорусские ССО включают в себя 38-ю гвардейскую отдельную десантно-штурмовую бригаду (Брест), 103-ю гвардейскую отдельную воздушно-десантную бригаду (Витебск), 5-ю отдельную бригаду специального назначения (Марьина Горка).
В ССО также входит ряд подразделений для выполнения задач особой важности: 33-й гвардейский отдельный отряд специального назначения (комплектуется офицерами и прапорщиками), особый отряд специального назначения 5-й бригады спецназа (известный как «офицерская рота»), 527-я отдельная рота специального назначения, 22-я рота специального назначения.
Вместе с тем есть проблемы. Это в первую очередь устаревшая техническая база ССО, которая ограничивает маневренность, скорость передвижения спецподразделений и их огневую мощь.
Эксперты указывают, что сейчас Лукашенко активно ищет возможность обеспечить войска ССО достаточным количеством качественных бронемашин (БТРов) и мобильными артсистемами, организовать поддержку с воздуха силами разведывательной и ударной авиации (в том числе беспилотной),
Если ему удастся решить эти вопросы, то Минск получит эффективный инструмент, чтобы ликвидировать очаги гибридной войны, не позволяя им разрастись до серьезного вооруженного конфликта.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр