Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Насыха и разъяснение по поводу происходящего в Умме
Фитна (смута) – одно из самых опасных проявлений для мусульман по причине того, что фитна всегда может привести к братоубийству, а это один из самых тяжелых грехов в исламе, как все это мы знаем.
Начнем же со слов посланника Аллаха (Мир ему и Благословение Аллаха). Передаётся у имама Ахмада и у др., что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помянул фитну и сказал:
«Сидячий в ней лучше стоячего, а стоячий лучше идущего, а идущий лучший в ней чем бегущий, и если ты застанешь это время, будь же убитым рабом Аллаха».
Что же должен делать мусульманин, если его постигла фитна, какую позицию он должен принять, что требует от него его религия?
Постараемся коротко ответить на эти вопросы в свете Корана и Сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Пусть же задумается тот, на кого возложены какие-либо обязанности, и каждый простой брат мусульманин. Ведь любая даже незначительная на наш взгляд ошибка, любого из них, может привести к необратимым последствиям. Да убережет нас всех Аллах от этого!
И пусть не скажет никто: «Вот пускай такой-то это и прочитает или же такие-то…». Нет, брат мой, это касается всех и каждого по отдельности и в первую очередь тебя, а затем уже других!!!
Запомни же это, и пусть это будет для тебя правилом, ведь это было правилом для тех, кто был лучше тебя и кто опередил тебя в этом мире, кто вошел в ислам и оставался в нем до тех пор, пока не постигла его смерть, в отличие от нас, боящихся заснуть верующими, а проснуться неверными как предупреждал нас об этом наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
Итак, фитна (смута), одно из ее определений, со слов имама Навави (рахматуЛлахи алейхи) - это то, что бывает между мусульманами, как сражение, сопровождаемое несправедливостью и враждебностью, или спор из-за мирского, и при этом нет ясности, какая из двух групп права или какая не права. Поэтому, фитной не называется то, что происходит между мусульманами и неверными, как бывает часто, что некоторые заблудшие хотят нам это преподнести.
И пусть же тебя не обольщает твое понимание происходящего, если даже для тебя истина в споре очевидна, если даже твою позицию поддерживает большинство людей. Ведь большинство это конечно хорошо, но не всегда означает однозначную истину.
Потому что если это было бы так, то в основах права (усуль фикх) у нас был бы довод (далиль) - мнение большинства (джумхур), тогда как у нас есть далиль - единогласное мнение (иджма)!
И это то, что касается мнений ученых муджтахидов, что же тогда в отношении простых людей?! A если смотреть на мнение большинства более глобально, то ведь большинство на сегодняшний день отсиживаются, и лишь меньшинство усердствуют на пути Аллаха. Как же тогда быть? На что мерить свои поступки?
Да, конечно, по мнению большинства ученых во время фитны мусульманин обязан принять сторону, на которой находится истина. Но там ли истина где ты думаешь? Не забывай, о брат-мусульманин, что на другой стороне такие же братья как и ты, которые так же как и ты убеждены в своей правоте. Что же тогда будет считаться истиной в такой ситуации? Ответ прост, как сказал Всевышний (смысл аята):
«Если вы (верующие) ведете спор, то верните это к Аллаху и его Посланнику». (Ниса, 59)
И смысл этого аята в том, чтобы вернуть спор обладателям знания, которые будут мерить все по Книге Аллаха и Сунне Его Пророка (Мир ему и Благословение Аллаха). Поэтому, брат мой, бойся же Аллаха в отношении своих братьев!
Наломав сегодня дров, мы может завтра не сможем посмотреть друг другу в глаза! Не спеши же с суждением и не опережай события, ведь поставить точку в таком случае, это исключительный приоритет шариатского разбирательства или суда, как требует от нас этого Аллах, Cвят Он и Bелик.
Будь же, о брат мой, примером в подражании хорошему, и бойся быть примером в плохом и причиной разжигания ядовитого огня фитны. Давайте же каждый начнем с себя и поддержим друг друга в благом и послужим причиной для тушения этого огня.
Поэтому, о брат мой, чтобы знать, что делать и как поступать во время фитны, надо в первую очередь знать то, что требует от тебя Шариат как от личности.
Во первых, облачиться в одеяния из мягкости (рифкъ), терпения и обдуманности (та’анни), и кротости (хильм), всегда напоминая себе и другим, описания Аллаха, Свят Он и Велик, истинно верующих в Коране (смысл аятов):
«… Жесткие с неверными, проявляющие милосердие друг к другу». (Фатх, 29)
«… униженные к верующим и могущественные к неверным». (Маида, 54)
А так же слова Посланника Аллаха (Мир ему и Благословение Аллаха), которые передал имам Ахмад и другие:
«И не будет мягкость (рифкъ) в чем-либо, кроме как украсит его, и не заберется с чего-либо, кроме как очернит его».
А так же его слова (Мир ему и Благословение Аллаха), которые он сказал Ашджау Абу Къайсу:
«Поистине, в тебе два качества, которые любит Аллах и его Посланник: кротость (хильм) и терпение с неторопливостью (анат)». (Муслим)
Во вторых, вернуть это разногласие к Аллаху и Его посланнику, как было упомянуто выше.
В третьих, придерживаться середины и справедливости во всем, как сказал Аллах, Свят Он и Велик (смысл аята):
«О те которые уверовали, будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Маида, 8)
В четвертых, помнить слова Аллаха, Свят Он и Велик, обращенные к верующим (смысл аята):
«...держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь». (Aли Имран, 103)
А так же слова Его Посланника (Мир ему и Благословение Аллаха):
«Джамаат - это милость, а разделение - это мука и страдание». (Приводится у Ахмада и у других)
В пятых, воздержаться от разговоров, обсуждений и поспешных дел, так как это делали праведные предки. И здесь имеется ввиду, что во время фитны, не следует говорить все, что ты знаешь, и не надо говорить все, что говорится.
И салафы не говорили все что знают во времена фитны, оберегая себя и других в этом мире и в следующем от неправильного понимания, которое могло навредить обеим сторонам и повлечь необратимые последствия.
Так, Саад ибн абу Уаккас (радыяЛлаху анху) сказал своему сыну, когда тот начал говорить про некоторые вещи касаемо фитны:
«O такой то, неужели ты хочешь стать головой в этой фитне! Нет, нет же, клянусь Аллахом!»
Так же, Хасан аль Басри (рахматуЛЛахи алейхи), при том что он был табиин, высказал порицание Анасу ибн Малику (радыяЛЛаху анху), сподвижнику Пророка (Мир ему и Благословение Аллаха), когда тот передал Хаджаджу ибн Юсуфу хадис о том, как Пророк (Мир ему и Благословение Аллаха) наказал Урийин (тех, которые лечились у пастухов верблюдов, а затем угнали верблюдов, убив самих постухов), боясь что Хаджадж возмет этот хадис себе в оправдание, и без того чиня зульм и убийства мусульман.
Поэтому, брат мой, мы уж точно не лучше наших праведных предков! И они, заслуживают подражания им в правильном понимании сунны Пророка (Мир ему и Благословение Аллаха). Возьмем же и здесь с них пример, дабы не быть понесшими убыток в День Суда.
Давайте же, о рабы Аллаха, следовать этим наставлениям и начнем каждый с себя в первую очередь. Дабы может погубить себя и других тот, кто их отвергнет, и может спасти себя и других тот, кто их примет и последует этим наставлениям.
И в заключение, просим Аллаха Всевышнего показать нам истину истиной и облагодетельствовать нас следованием ей, и показать нам ложь ложью и облагодетельствовать нас отстранением от нее. А Aллах знает лучше...
Абу Абдуллах КБК для ИД
ИА ИсламДин