Вопрос
بسم الله الرحمن الرحيم
Наш уважаемый шейх, да сохранит вас Аллах, каковы условия Имамата? И считается ли мулла Умар, да сохранит его Аллах, повелителем для верующих?
Да воздаст вам Аллах благом и да наделит вас благословением.
Ответ:
الحمد لله، والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وصحبه
Условия Имамата[1] известны, их привели ученые в книгах по фикху и разделили их на две части.
Одна из них касается ситуации, когда возможен выбор, вторая – ситуации вынужденности, когда, например, человек захватил бразды правления силой, и имеет возможность защищать свою власть, и его свержение невозможно без раскола Уммы и войны между мусульманами, и в таком случае сохранение единства Уммы, оберегание жизни мусульман и предотвращение фитны лучше и важнее, чем соблюдение всех условий Имамата.
В ситуации выбора, то есть когда это ахлю-ль-халли ва-ль-‘акд выбирают имама и присягают ему, имеется четыре условия:
Первое — чтобы Имам был чистым курайшитом, то есть одним из потомков Курайша, настоящее имя которого Ан-Надр ибн Кинана, на основании достоверного хадиса «Имамы — из курайшитов«[2].
Второе – он должен обладать качествами, необходимыми для шариатского судьи, а это: личная свобода, зрелость, разум, знания и справедливость[3].
Третье – он должен блюсти дела войны, политики и исполнения установленных Шариатом наказаний, не проявляя в этом снисхождения, и должен быть способен защищать Умму.
Четвёртое – он должен быть из числа лучших мусульман в религии и знаниях.
Что касается ситуации вынужденности, то есть когда человек захватил власть силой и имеет возможность силой защитить себя от мусульман, то тогда достаточно следующих условий:
Первое – чтобы он был мусульманином, совершающим молитву, если же он оставит её совершение, то он не имеет права быть Имамом.
Второе – чтобы он сделал основой своего правления обращение за решениями к Шариату. Даже если он противоречит Шариату в душе, но не показывает, что считает это дозволенным, то его власть не утрачивает силы в «ситуации вынужденности». Запрещено восставать против него до тех пор, пока он не совершит что-то выводящее из ислама. Тот же, кто совершил что-то выводящее из ислама и не покаялся в этом, не имеет никакого права быть Имамом по общему мнению ученых, потому что мусульманам недозволенно признавать над собой имамат кафира по единогласному мнению (иджма’).
Основой является то, чтобы у мусульман был единый Имамат, посредством которого они сплотятся, посредством которого будет исполняться их Шарита, поднимутся знамена джихада, посредством которого Умма будет защищена и объединена в братстве имана и узах ислама. И не дозволено мусульманам ничего другого по иджма’.
Если же Умма находится в состоянии раздробленности, то в таких исключительных обстоятельствах каждый шариатский правитель будет имамом для тех, кто находится под его властью, и если его власть распространяется на часть Уммы – как это имеет место в наше время – то его имамат действителен над теми, кто находится под его властью.
Мулла Мухаммад Умар был имамом для тех, кто находился под его властью в Афганистане, и он действовал среди них про справедливости, установил Шариат и защищал религию до тех пор, пока он и его товарищи не были испытаны посредством нападения кафиров, которые, собравшись со всех концов земли, захватили их страну, и ныне мусульмане там пребывают в тяжелом положении. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он помог им.
И мулла Умар, находясь у власти, был одним из справедливых имамов, которых мир не видел уже долгое время. Однако сегодня он – один из имамов (предводителей) джихада, а не имам (правитель), обладающий силой и властью.
А Аллах знает лучше.
Шейх Хамид ибн Абдуллах Аль-‘Али
[1] Здесь речь идёт об الإمامة العظمي «Великом имамате», который является синонимом «Халифата», единого государства всех мусульман.
[2] Хадис приводит имам Ахмад, Шуайб Аль-Арнаут счёл его достоверным.
[3] В оригинале العدالة, термин, включающий религиозность и благородные человеческие качества.
Перевод: Муслим Галанчожский