***
После того, как Кавказ-Центр опубликовал репортаж крымского корреспондента варшавской газеты Gazeta Wyborcza Вацлава Радзивиновича (здесь), его схватила русская банда "ФСБ Крыма". Естественно, что провинциальные чекисты в Симферополе не мониторят польскую прессу на незнакомом им польском языке и узнать о "крамоле" журналиста они смогли только через Кавказ-Центр.
До нашей публикации польским журналистом ФСБ не интересовался. Укажем, что у отдела мониторинга были соображения, что Радзиновича могут репрессировать именно за нашу публикацию его статьи в русском переводе. Но отказаться от публикации мы не могли. Иначе, исходя из соображений возможных чекистских репрессий, никакая журналистика вообще невозможна, и мы не собираемся идти на поводу у русских бандитов, терроризирующих всех и вся.
Сообщает варшавская Gazeta Wyborcza в материале, озаглавленном и "Корреспондент "Выборчей" Вацлав Радвизинович, задержанный в Крыму, был отпущен русскими службами" (Wacław Radziwinowicz, korespondent "Wyborczej" zatrzymany na Krymie, został zwolniony przez rosyjskie służby):ъ
"Радзивинович был задержан сотрудниками ФСБ в субботу до полудня. Он был допрошен в полицейском участке. Он не был проинформирован о причинах задержания. Через несколько часов он был отпущен на свободу.
К столику в ресторане в Симферополе, где Радзивинович находился с друзьями, подошло несколько офицеров с оружием. Они задержали корреспондента «Выборчей» и привезли его в полицейский участок.
Корреспондент " Выборчей" позвонил в редакцию, но говорил мало, он сказать нам, что офицеры потребовали, чтобы он прекратил разговор.
Как сказал Радзивинович, он не знал, что стало причиной его задержания (теперь он это узнает через Кавказ-Центр, который если не он сам, мониторят все иностранные корреспонденты и посольства в Москве - КЦ). Русские тщательно проверили его документы. Многолетний корреспондент «Выборчей» в Москве пребывал в Крыму на законных основаниях и имеет действующую визу. Об его аресте был проинформирован МИД Польши.
Около 13 часов задержанному в Крыму журналисту удалось связаться со своей дочерью Агнешкой.
- Слушай меня, они относятся ко мне хорошо - только это я услышала от моего отца".
Через час до Радзивинвича дозвонился секретарь редакции Роман Имельский. Разговор продолжался несколько секунд.
- Он сказал мне, что он не знает, на основании каких обвинений он был задержан. Похоже было, что очень быстро его не освободят. А что тут можно сделать? На мой взгляд, это могло быть связано в тем, что русские могли захотеть помешать Вацлаву сообщать о завтрашней годовщине депортации Сталиным 200.000. крымских татар в Среднюю Азию. Крымские власти запретили проведение в регионе всех массовых собраний до 6 июня - говорит Имельский.
Незадолго до 16 вечера мы узнали, что русские выпустили корреспондента «Выборчей» из полицейского участка в Симферополе", передает варшавская газета.
Между тем польская газета Dziennik сообщила дополнительную информацию вокруг ареста польского журналиста:
"Секретарь редакции "Выборчей" Роман Имельский сказал:
"Мы запустили все дипломатические каналы и журналистов, но ситуация очень трудная, потому что в Крыму сегодня нет независимых журналистов или дипломатов, которые могли бы как-нибудь помочь".
Через нескольких часов ФСБ выпустила журналиста - объявил Имельский по телеканалу TVN 24.
Пресс-секретарь польского МИД Марцин Войцеховский тотчас же после задержания журналиста написал в Твиттере, что министерство предпринимает интенсивные дипломатические усилия для прояснения ситуации с корреспондентом.
На днях Радзивинович опубликовал материалы о подготовке крымских татар к 70-летней годовщине депортации из Крыма", передает Dziennik.
Передает польское государственное информационное агентство РАР:
"Задержанный в Симферополе в Крыму корреспондент газеты "Gazeta Wyborcza" Вацлав Радзивинович сказал после своего освобождения, что офицеры ФСБ обвинили его в написании "антироссийских текстов с вражеских позиций" ("antyrosyjskich tekstów z wrogich pozycji"). Он добавил, что по его мнению причиной его освобождения послужило то, что он единственный западный корреспондент в регионе, который может сообщить, что власти Крыма разрешили татарам легальную демонстрацию".
РАР продолжает:
"Многолетнее корреспондент «GW» в Москве сообщил в интервью PAP, что он был задержан в ресторане , где он встречался с украинским журналистом и местным татарином .
"На нас набросилось несколько типов с криками "не делать резких движений, руки на стол, выключить телефоны", - сказал Радзивинович. "Они не представились и не хотели показать каких-либо удостоверений, сказали "мы представители закона и порядка" - добавил он.
Украинский журналист видел, - сказал Радзивинович, что у одного из офицеров под курткой был пистолет. Тот же самый тип - сказал он - после проверки моего компьютера обвинил его, что он пишет "антироссийские тексты с вражеских позиций".
(А что собственно в этом плохого? Журналисты КЦ делают то же самое только в еще намного более сильной степени, у нас и в Польше это не запрещено, а следовательно разрешено - КЦ).
Офицеры - сказал журналист, - утверждали, что это не официальный арест и привезли его в местную штаб-квартиру ФСБ, где его допрашивали в течение нескольких часов. Рaдзивинович сказал, что от него требовали подписать какой-то документ, который не подписан, а от офицеров он услышал, что это только анкета (видимо, первый лист протокола допроса - КЦ).
Чекисты запретили Радзивиновичу звонить, хотя он был только "приглашен на беседу". Журналист сначала отказался принять "приглашение", но офицеры ФСБ угрожали вызвать полицию, которая в наручниках привезет его в отделение полиции (пустое запугивание - КЦ). Наконец он отправился в штаб-квартиру ФСБ, где его допрашивали в течение нескольких часов.
В конце допроса ему сказали, что его подозревают в незаконном пересечении границы.
- За ваши слова вас нужно посадить. Я прилетел из Москвы, которая считается столицей России, в Крым, который, кстати, российский регион. Какая граница? Вам нужно объяснить это своему начальству", сказал Радзивинович.
Радзивинович был задержан в субботу утром и освобожден примерно через 6 часов", передает РАР.
Еще раз отметим, что о наличие "антироссийских материалов с вражеских позиций" оккупанты могли оперативно узнать только прочитав Кавказ-Центр.
В Москве в МИД безусловно тоже мониторят "с прохладцой" не очень важную для них польскую прессу на мало распространенном в мире и России польском языке, но для утруски и увязки между инстанциями и спуска "наработки" в ФСБ Крыма по бюрократическим каналам потребовалось бы 1-2 недели (мы это судим по "быстроте" реакции путинского МИД на зарубежные публикации - КЦ). Так быстро приступить к репрессиям против польского журналиста в виде запугивания арестом местные малограмотные провинциальные чекисты, безусловно не знающие ни одного слова по-польски, не смогли бы. Они могли руководствоваться только переводом статьи Радзивиновича на КЦ. Что и возбудило их на арест иностранного журналиста.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр