Адам Михник – главный редактор польшевицкого листка «Gazetа Wyborczа», один из идолов "Солидарности" 1980-х, дал интервью беларусскому демократическому порталу на иностранном хостинге "Хартыя 97", в котором рассказал о Путине и его бандстране России. Он в частности отметил:
"Вопреки Женевским соглашениям на территории Украины по-прежнему действуют русский спецназ, оккупируя целые города и раскалывая страну. Если бы я был реалистом, то сказал бы, что сегодня спасти Украину может только чудо. Но я считаю, что всегда нужно искать какие-то варианты. Украину может спасти или очень твердая позиция Запада, или осознание Путиным и его окружением, что открытая интервенция в Украину может означать полнейшую катастрофу для имиджа России.
Краткосрочная цель русской политики - дестабилизировать Украину настолько, чтобы сорвать президентские выборы или лишить их легитимности. Я уже слышал по телевидению, как один из прорусских кандидатов с востока Царев говорил: что это за выборы, если везде ходят люди с автоматами, стреляют, все боятся. То есть уже началась кампания по делигитимации этих выборов.
Это очень недальновидная и авантюрная политика. Украина станет для путинской России тем, чем для советской России был Афганистан. Россия сломает зубы, а Крым станет ей поперек горла, как Милошевичу Косово. Мол, я все могу, все могу, и вдруг – стоп и до свидания!
Я не знаю, как остановить Путина. Прекратить покупать нефть и газ (русские воруют их у порабощенных ими сибиряков - КЦ)? Если он не успокоится, то все будет идти в этом направлении, и в итоге Путин все проиграет. Но это может занять пять, восемь, десять лет (многие здравые западные политики указывают, что необходим ввод миротворческих сил США на территорию России - КЦ).
Запад имеет инструменты, но это требует определенных решений, которые не повредили бы немецкой, британской, еще чьей-то экономике.
Запад находится в очень сложной ситуации, потому что не осознает, что для защиты Украины надо идти на открытый конфликт с Россией. У них очень много общих интересов: и бизнес, и Иран, и Сирия. Короче говоря, психологически они не готовы к конфликту
У западных чиновников не хватит решимости противостоять путинской агрессии. Это вопрос № 1. Но это является драмой для Украины. Запад и американцы давят на украинские власти, чтобы те не применяли силу. Потому и Крым они отдали без единого выстрела.
А сейчас и восток страны могут потерять. Что бы они ни сделали, будет плохо. Если будут спокойными, то русские возьмут Украину без единого выстрела, если будут стрелять, то Россия совершит интервенцию. И так плохо, и так плохо. Но я думаю, что если бы это была Польша, то наши бы стреляли.
Это предательство Украины. В конгрессе и сенате не было большинства. Американцы не хотели войны. Но есть такие ситуации, когда нельзя больше уступать. И понятно, что лучше локальная, чем глобальная война. Но на мой взгляд, это ошибочное суждение. Если сегодня не будет более адекватного ответа, мы дадим зеленый свет путинскому империализму. Молдова, Грузия.
Усиление присутствия войск НАТО в ЕС может стать сигналом для России, что пора остановиться. Практически это означает полное переформатирование восточной политики ЕС и США.
Русское общество находится в шовинистическом угаре. Там почти все в этом угаре. Русские постоянно говорят, что они с Украиной одно целое – "большая Россия", "малая Россия". Поэтому если речь идет о реакции русских, то очевидно, что она националистичная, шовинистическая, империалистическая.
В Чечне никто не проводил никакого референдума. Это имперская политика. Сейчас в России присутствует эйфория от Крыма, но как надолго? На полгода, год? Потом окажется, что все нужно менять. Я по-прежнему рассчитываю, что Россия сбросит с себя путинско-гэбэшный панцирь.
Я не могу верить Путину. Я заметил, что Путин не смотрит в глаза и врет, как на духу, не сказав ни слова правды. «Американские инструкторы», «бандеровцы, которые атакуют приверженцев федерализации в Луганске», «были услышаны разговоры по-английски», «боевики, тренированные в Литве и Польше» - это все слова Путина.
В России разрушена концепция правды, нет понимания, что правда – это согласие с реальностью. Это новая ситуация, и мы должны научиться ее понимать. Но это очень трудно, если ты живешь в демократической стране".
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр