Лондонская международная газета на арабском языке Asharq al-Awsat рассказала своим читателям о Путине и политической шизофрении России:
Чего хочет Владимир Путин? Этот вопрос на протяжении почти двух десятилетий волнует западные ведомства и исследовательские центры. Один из возможных ответов – Путин пытается найти роль для постсоветской России в мировом сценарии, в написании которого она не принимала участия.
По окончании Холодной Войны большая часть русской элиты начала чувствовать, что Россия не займет места в общемировой системе. Для этих людей Путин стал символом поиска новой роли для России. На протяжении долгих лет Путин пытался внушить своим гражданам ощущение угрозы, идущей от западных держав и особенно США.
Подобная стратегия отражает некоторые глубоко укоренившиеся потребности русских. Россия борется с мнимыми или реальными врагами с давних времен.
Сначала русским было нужно «стряхнуть с себя» татаро-монгольское иго и ощутить свою принадлежность к славянам (русские, будучи смесью монголов с финно-уграми к славянам никогда не принадлежали - КЦ). Луковичные купола, украшающие собор Василия Блаженного, символизируют отрубленные Иваном Грозным головы татар в тюрбанах.
Затем Россия провозгласила себя «третьим Римом», а Москву - «последним оплотом христианства». Здесь укоренился панславизм – сочетание национализма и религиозного фанатизма. Согласно этой идеологии, русские – избранная Богом нация, которая призвана распространять истинную веру.
Проблема в том, что с самого начала Россия пыталась сохранить свою индивидуальность и вместе с тем мечтала измениться. К примеру, Петр Первый пытался сделать русских европейской нацией.
Эта политическая шизофрения нашла отражение в постройках московского Кремля – вначале они были чисто русскими, деревянными, однако позже на их месте возникли здания, возведенные в духе итальянского Возрождения.
Сегодня Путин внушает гражданам своей страны, что Запад, и особенно США, плетут заговоры против России, пытаются подорвать страну – посеять рознь, поддержать создание оппозиционных групп, подтолкнуть молодежь к бунту. Что еще хуже, русским внушают, что Америка пытается проникнуть в Россию при помощи христианских евангелистов, чья задача – уничтожить РПЦ.
На самом деле, Путин опасается, что США могут свергнуть его режим при помощи бархатной революции - такой, какие произошли в Украине, Киргизии и Грузии. Именно поэтому он так защищает режим Асада в Сирии.
В путинской теории заговора есть место и для Ислама. Русским говорят, что мусульмане станут в стране большинством всего через несколько десятилетий. На сегодняшний день в стране насчитывается 25% мусульман, но благодаря высокой рождаемости их число ежегодно увеличивается на 2- 3 миллиона, тогда как православное население за то же время сокращается. Страх перед Исламом распространяется при помощи расистских группировок.
Россия всегда разрывалась между Востоком и Западом в поисках национальной идентичности. В результате ни одна из сторон не приняла ее в качестве полноправного члена семьи.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр