Комментарий к статье «Заблуждения Макдиси»

13 августа 2013 в 13:37

Я увидел здесь на сайте просьбу брата прокомментировать распространяемый в интернете текст под немного странным названием «Заблуждения макдиси отредактированны вариант одним братом» и решил действительно слегка его прокомментировать.

Критика и разъяснение ошибок учёных (включим для упрощения сюда же ищущих знания и проповедников, даже если не все и всех считают заслуживающими названия «учёный») — это дело нужное и важное. Ведь учёные — это люди, за которыми следуют, к которым прислушиваются, и ошибки учёного часто приводят к ошибкам и заблуждениям его последователей.

С другой стороны, критика, а особенно критика учёного, несомненно, должна  соответствовать двум критериям, и это целесообразность и добросовестность.

Что касается целесообразности, то действительно, ошибки есть у любого учёного, но не всегда есть благо в публичном указании на эти ошибки. То есть мы должны учитывать как ожидаемую пользу, так и возможный вред, и если вред перевешивает, то следует отказаться от такой критики, ибо, как гласит известное правило фикха, отвести вред важнее и первоочереднее, чем принести пользу.

Если перейти непосредственно к личности Абу Мухаммада аль-Макдиси, رحمه الله, то этот человек, который, безусловно, не лишён недостатков и не защищён от ошибок, является сегодня одним из ключевых учёных того, что называется «саляфиййа джихадия» — движения, объединяющего в себе салафитский призыв и джихад, то есть две главные характеристики «Победоносной Общины», о которой Пророк, ﷺ, сказал: «Не перестанет община из моей Уммы сражаться на Истине, будучи явной (или побеждающей) до наступления Дня Воскресения» (Муслим, 175).

Таким образом, по мнению определённой группы мусульман, аль-Макдиси считается одним из основных учёных «Победоносной Общины». Не потому что он и близкие ему идейно люди — самые великие и авторитетные улемы современности, а потому что другие салафитские учёные в массе своей, если и поддерживают джихад как абстрактный шариатский феномен, упорно отказываются признавать «правильным шариатским джихадом» те реальные боевые действия, которые ведутся мусульманами в той или иной точке мира.

Например, Сайфуллах Анзор Астемир, да примет Аллах его шахаду, один из основателей и идеологов Имарата Кавказ и первый къади Имарата, консультировался именно с шейхом Абу Мухаммадом и даже перевёл его программный труд «Религия Ибрахима» (кстати, с цитатами из Саййида Кутба, о котором речь пойдёт ниже) на русский язык.

То есть, если мы «исключим из списка» Победоносной Общины аль-Макдиси, аль-Филястыни, ат-Тартуси, аль-Ауляки и им подобных, то останутся лишь те салафиты, которые считают, что в оккупированном Ираке нет ясного знамени и поэтому туда не надо ехать, в оккупированном Афганистане американцы борются с террористами и поэтому там не джихад, в оккупированной Чечне у мусульман нет сил против русских и поэтому там джихад не соответствует шариату, в Йемене имеет место восстание против правителя, а не джихад, ну и так далее… То есть останутся те «салафиты», которые в вопросе джихада ещё ни разу не вступили в противоречие с Государственным Департаментом США.

Поэтому, повторю ещё раз, эта немногочисленная группа учёных, с их возможными ошибками и заблуждениями, внутренними противоречиями и обидами, воспринимаются многими муджахидами как единственные учёные, реально поддерживающие джихад.

Соответственно, критика и обвинение этих учёных в ошибках должны быть тщательно взвешены на весах пользы и вреда, дабы не навредить и без того слабому и преследуемому кафирами всего мира движению джихада.

У меня не вызывает сомнения, что неизвестные авторы «Заблуждений Макдиси» сочли целесообразным сделать свой труд достоянием широких масс русскоязычных мусульман, распространяя его через социальные сети. То есть ошибки и заблуждения Абу Мухаммада аль-Макдиси для них являются настолько вопиющими и опасными, что они приложили достаточно серьёзное усилие для того, чтобы придать их гласности, считая, что польза такого поступка будет больше, чем возможный вред.

Прочитав этот труд, можно сказать, что его целью является не просто критика, а совершенная дискредитация Абу Мухаммада аль-Макдиси.

И действительно, при поверхностном ознакомлении с текстом этой работы, можно увидеть несколько серьёзных обвинений (хотя есть, на мой взгляд, и не очень серьёзные).

Моё внимание особенно привлекла часть, где авторы обвиняют аль-Макдиси в пропаганде трудов Саййида Кутба, которого они называют «лидером куфра и заблуждений».

Так, например, они приводят плохие слова Кутба в отношении Усмана ибн Аффана, да будет доволен им Аллах, в книге «Аль-’адаляту аль-иджтима’ия», которая написана в 1949 году, то есть в самом начале его обращения к исламу.

Шейх Абу Басыр ат-Тартуси, посвятивший Кутбу небольшую работу «Саййид Кутб ма ляху ва ма алейх» пишет по этому поводу: Однако это тоже период, по которому нельзя оценивать Саййида, да помилует его Аллах, в особенности потому что передаётся от Саййида, что он отрёкся от него и от многого, что написал в этот период, как это передаёт его брат Мухаммад Кутб и другие исследователи (смотри «Саййид Кутб от рождения до шахады», стр. 509). Конец цитаты.

Но поразили меня две цитаты из тафсира Кутба, потому что содержали нечто новое для меня.

Автор (или авторы) «Заблуждений Макдиси» пишут следующее:

 

Говорит Саид Кутб: «И таухид в поклонении не был причиной спора между Пророками и их народами». см. «Зиляль», 4-1846, и говорит: «Очень мало было так, чтобы таухид в поклонении был местом спора в джахилиях, особенно в арабской джахилии» см. «Зиляль», 4-2111.

Вопиющее непонимание таухида, заключённое в этих словах, на которое, насколько мне известно, не обратили внимание арабоязычные критики Кутба, заставило меня обратиться к оригиналу, чтобы убедиться в правильности перевода!

Итак, вот место, откуда взята первая переведённая цитата:

وهي لا تستهدف إثبات وجود الله- سبحانه- إنما تستهدف تقرير ربوبية الله وحده في حياة البشر، كما أنها مقررة في نظام الكون.. فقضية الألوهية لم تكن محل خلاف إنما قضية الربوبية هي التي كانت تواجهها الرسالات وهي التي كانت تواجهها الرسالة الأخيرة. إنها قضية الدينونة لله وحده بلا شريك والخضوع لله وحده بلا منازع. ورد أمر الناس كلهم إلى سلطانه وقضائه وشريعته وأمره.

Вот мой перевод, всякий, знающий арабский со словарём, может его проверить, в скобках мои пояснения:

«И они (упомянутые выше аяты) не ставят целью подтверждение существования Аллаха — Пречист Он — они только ставят целью установить рубубуиййю (от слова рабб, «господин», «господь») одного Аллаха в жизни человеческого рода, также как она установлена в системе Вселенной. И вопрос улюхиййи (от слова илях, «божество», «тот, кому поклоняются») не был объектом конфликта, а только вопрос рубубиййи был тем вопросом, в котором противостояли (народам) посланнические миссии, и это вопрос, в котором противостояла последняя посланническая миссия. Поистине, это только вопрос принадлежности суда (вынесения решений) одному Аллаху, не имеющему никакого сотоварища, и покорности (худу’, «покорность»; «подчинение», «повиновение»; «зависимость») одному Аллаху без всякого конкурента, и возвращение дел всех людей к Его власти, Его суду, Его шариату и Его повелению».

Я согласен, что тексты Кутба могут быть сложны для перевода и даже для понимания. Однако здесь явно видно, что, во-первых, Кутб не упоминает «таухид в поклонении», как это перевёл неизвестный переводчик. Кутб говорит, что упомянутые им аяты Корана не имеют целью доказать, что Аллах существует и что вопрос божественности, или обожествления, или поклонения Аллаху не был проблемой спора между посланниками и их народами. Действительно, большинство народов, к которым приходили пророки, да благословит их Аллах и приветствует, признавали, что Аллах существует, и считали Его Богом, и поклонялись Ему.

Во-вторых, что касается того, что подразумевается здесь под рубубиййей («господством»), о которой, по мнению Кутба, спорили с пророками их народы, то это разъясняет завершающая фраза: то, что один только Аллах имеет право выносить решения, судить и править, как в этой жизни, так и в Ахирате, и что только одному Аллаху следует проявлять худу’ — покорность и подчинение. Для ясности добавлю, что слово худу’ — это синоним слова ’ибада, «поклонение», что ясно видно из словарей (см., например, «Лисан аль-араб», 3/271, «Тадж аль-арус», 8/330, «Аль-камус аль-фикхи», 1/240, «Аль-му’джам аль-васит», 2/579).

То есть Саййид Кутб буквально говорит, что причиной разногласия между пророками и их народами был не отказ кафиров признать Аллаха богом и поклоняться Ему, а их отказ признать только за Аллахом право судить и решать, и отказ поклоняться и подчиняться одному лишь Аллаху, Велик Он и Славен. Если это не таухид в поклонении, то я не знаю, что такое таухид!

Во второй переведённой цитате (فالألوهية قلما كانت موضع جدال في معظم الجاهليات) переводчик также не поленился перед «улюхиййей» добавить слово «таухид», и вместо «божественность (или поклонение Аллаху) редко была предметом спора в большинстве джахилийских обществ» у него получилось «очень мало было так, чтобы таухид в поклонении был местом спора в джахилиях». То есть сделано то же искажение кутбовского текста, которое привело к обвинению Кутба в непонимании миссии пророков и сути их вражды с их народами.

Возможно, кого-то сбило с толку необычное использование Кутбом привычного нам термина «рубубиййа». Действительно, в трудах Ибн Таймиййи, Мухаммада ибн Абду-ль-Ваххаба, رحمهما الله, и других учёных их школы, «таухид рубубиййа» обычно значит то же, что и «таухид в делах Господа» или «таухид признания». Но это вопрос терминологии, который, как гласит правило, не должен становиться причиной споров, если термины не противоречат лексическому смыслу слов и шариатским законоположениям.

Слово «рубубиййа» является производным от «рабб», и ограничение этого слова лишь качествами творения и управления, как это имеет место, например, в разделении таухида на улюхийю, рубубийю и асма ва сыфат, — это терминологический выбор. Коран же указывает на то, что слово «рабб» может означать и того, кому поклоняются, а не только создателя и управителя, например, слова Всевышнего Аллаха: Они взяли господами (рабб) помимо Аллаха своих первосвященников и монахов (Покаяние, 31). Услышав этот аят, Ади ибн Хатим сказал: «Мы не поклоняемся им», на что посланник Аллаха, ﷺ, ответил: «Разве они не запрещают то, что разрешил Аллах, и не разрешают то, что запретил Аллах, и вы не считаете это разрешённым?» Ади ответил: «Да, конечно». Тогда Пророк, ﷺ, сказал: «Это и есть поклонение им» (Аль-му’джам аль-кабир. Хороший хадис).

И сказал Всевышний Аллах, описывая Посланника, ﷺ, и его асхабов: Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш господь (рабб) — Аллах» (Хаджж, 40), в тафсире аль-Куртуби: «…то есть были изгнаны из-за своего таухида, изгнали их идолопоклонники» (12/69).

То есть, как видно, эти люди, критикующие — а вернее, пытающиеся дискредитировать — Абу Мухаммада аль-Макдиси, رحمه الله, так увлеклись своей задачей, и так овладела ими ненависть, что они явно забыли о научной добросовестности.

Им и всем нам я хочу напомнить слова Всевышнего Аллаха: О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть к людям не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете (Трапеза, 8).

Закончить я хочу цитатой из Абу Мухаммада аль-Макдиси, да ускорит Аллах его освобождение:

 

— Такфиристам и джахмитам с мурджиитами мы скажем: Пусть вас будет много или мало, клевещите на нас, лгите, распускайте любые слухи, которые только пожелаете, обманывайте, переставляйте слова местами, как вы пожелаете. Аллах! Аллах будет вашим противником и соперником. Аллах — наш Покровитель и Господин! Аллах нам поможет! Аллах не исправляет деяния распространяющих нечестие, вам не помогут кафирские тагуты, которых вы защищаете и которые сеют свой куфр. Они ничем не помогут вам перед Аллахом! Вы оставили без помощи религию Аллаха, оставили муджахидов, сражались с помощниками религии. Так знайте о том зле, что постигнет вас, если вы не покаетесь! Мы скажем вам, что ваше оставление без помощи, препятствия, которые вы чинили, ложь, клевета не отвратят нас от нашего пути. Всё это не отвратит нас от помощи этой религии, мы следуем за людьми, которых Пророк, , описал так: им не причинит вред ни тот, кто будет выступать против них, ни тот, кто оставлит их без помощи, пока не придёт веление Аллаха (Шейх Абу Мухаммад аль-Макдиси. Четыре послания).

سبحانك اللهم وبحمدك ، أشهد ألا أله إلا أنت ، أستغفرك وأتوب إليك

 

 Мухаммад Али Ильясов

Источник: alisnad.com